Найти тему
Морская коллекция

Вспомогательные крейсера. Выбор капитана Берлинского. «Лена»

Оглавление

художник В.Емышев
художник В.Емышев

В апреле 1878 года для усиления отечественного флота в военное время был основан комитет по устройству «Добровольного флота» на жертвуемые для этой цели суммы под управлением наследника-цесаревича, великого князя Александра Александровича и вице-председателя Константина Петровича Победоносцева. К 20 сентября было собрано более 3 млн рублей. С июня начались закупки судов в Германии.

Концепция заключалась в закупке и постройке судов, которые обеспечивали бы военные перевозки, а также могли быть вооружены как вспомогательные крейсера во время войны. Гражданский резерв флота для первоочередной мобилизации. В мирное время суда использовались для коммерческих перевозок. В мае 1879 года Император Александр II утвердил Устав общества Добровольного флота. В 1883 году управление флотом передано морскому министерству, а основным направлением признано сообщение с Дальним Востоком. С 1885 года Доброфлот получал из казны ежегодную субсидию, так как деятельность его обычно была убыточной.

На 1 января 1893 года общая сумма пожертвований составила 4 149 704 рублям. В 1893 году «Добровольный флот» состоит из восьми пароходов: «Россия», «Москва», «Кострома», «Нижний Новгород», «Орёл», «Саратов», «Ярославль» и «Тамбов»; в сумме они имели 60 591 тонну водоизмещения и стоимость около 7 млн руб.

В 1895 году для регулярных рейсов на Дальний Восток были заказаны по десятилетней программе усиления Добровольного флота три быстроходных парохода. В 1896-1899 годах в Англии было построено три крупных грузопассажирских парохода- на верфи R. & W. Hawthorn, Leslie & Со «Херсон» и «Смоленск», а на Клайдбанк «Москва». Прототипом для проекта был взят несколько увеличенный «Петербург», вместо цилиндрических котлов установили новейшие водотрубные котлы системы Бельвиля. При значительных различиях все три парохода имели узнаваемый силуэт и похожую конструкцию, благодаря чему часто считаются однотипными. Пароходы помимо размеров имели неплохие скоростные данные, около 20 узлов (На 1895 год только два британских лайнера могли сделать больше). Первоначальная стоимость судна 2 066 536 рублей.

На случай военных действий предусматривался перевод пароходов в состав военного флота и вооружение в качестве крейсеров 2-го ранга для действий на торговых коммуникациях противника. 21 августа судно покинуло Британию, 26 августа 1896 года «Херсон» прибыл в Петербург.

27 октября 1896 года «Херсон» вышел в первый рейс из Кронштадта на Дальний Восток с 15 пассажирами и 3880 тонн казенного и частного груза, в том числе с корпусами четырех миноносцев типа «Пернов» (№№208, 209, 210, 211). 08 марта 1897 года он из Владивостока пришел в Одессу. «Херсон» получил приписку к Одесскому торговому порту под № 62.

Два года он отработал торгово-пассажирским судном на рейсах Доброфлота, а в 1898-1902 годах использовался как военный транспорт.

В марте ( с 26 марта по 6 апреля) 1897 году пароход-крейсер «Херсон» в рамках Международной миротворческой миссии доставил на Крит батальон Житомирского полка и горную батарею для охраны порядка во время столкновений между греками и турками. Затем пароход эксплуатировался на регулярной дальневосточной линии.

В 1897-1900 годах по фрахту Главного штаба Военного ведомства России корабль перевозил войска и военные грузы на Дальний Восток. В 1898 году на нем были доставлены войска и грузы для Квантунской крепостной артиллерии в Порт-Артур, за один рейс перевозилось свыше 1500 "нижних чинов".

В 1900 году, во время "боксерского" восстания в Китае, корабль был мобилизован Главным штабом Военного ведомства, 3 августа 1900 года он вышел из Одессы, имея на борту войска, 16 офицеров и 1540 "нижних чинов", 6 врачей, 19 сестер милосердия и 37 штатских. 21 сентября 1900 года часть солдат высадили в Порт-Артуре, а 25 сентября 1900 года оставшихся во Владивостоке.

Планировался обратный рейс для эвакуации, но Морское ведомство на два месяца задержало отправку и 10 декабря 1900 года судно отправилось в Одессу и Феодосию с демобилизованными на борту (64 офицера и 1470 "нижних чинов").

1 мая 1901 года по фрахту Военного ведомства «Херсон» вновь отправился на Дальний Восток с примерно 1,5 тыс. новобранцев; высадив их во Владивостоке, 14 июня 1901 года загрузил во Владивостоке более 600 дембелей, еще столько же принял в Порт-Артуре, доставил их в Одессу 11 августа 1901 года.

Последующая коммерческая эксплуатация парохода оказалась убыточной, 07 апреля 1902 года он пришел в Одессу из своего последнего коммерческого рейса на Дальний Восток. Здесь его перевели в резерв.

В сентябре 1903 «Херсон» выкупило Морское ведомство для Тихоокеанской эскадры.

Корабль получил вооружение, был переименован во вспомогательный крейсер II ранга «Лена» (официально "транспорт") и приписан к порту Владивосток.

Однотипные «Смоленск» и «Москва» стали тоже вспомогательными крейсерами «Рион» и «Ангара».

-2

-3
-4

-5
-6

«Херсон» R. & W. Hawthorn, Leslie & Со, Ньюкасл, Англия на судоверфи Hebburn Shipbuiding Yard (заводской №331). Спущен на воду 19.10.1895 г., в мае 1896 г. передан Доброфлоту

Число пассажиров:24 (I), 61 (II), 1363 (III) чел., до 2194 человек на палубе

Lena 1904
Lena 1904
-8

«Лена»

Водоизмещение стандартное 10675 тонн. Вместимость 6707 брт / 2861 нрт. Грузоподьемность 2883 тонн. Размерения 138,7х16,5х7,5 м. (145.5x15.6 м или 143,56 х 16,52 х 10,39 / 7,31 м)
Механизмы: 2 вала ВТР, 2 вертикальные 3-цилиндровые паровые машины тройного расширения, 24 котла Бельвиля; 13100-13500 л.с./ 1028 нар. л. с. Скорость 19,5-20 узлов. Уголь- 1440 тонн. Дальность 5462(5260) мили, 5500 миль при 12,5 узлах. Экипаж 114-около 130 человек
Вооружение: 6-120 мм /43-45, 6-75 мм/48-50 орудий. или 3-120 мм, 12-75 мм и 8-57 мм(47 мм)

«Лена»- двухвинтовый товаро-пассажирский быстроходный пароход-крейсер со стальным корпусом, трехпалубный с двойным дном. Механизмы фирмы R. & W. Hawthorn, Leslie & Со. Три мачты и три дымовые трубы. Первый пароход Добровольного флота с котлами Бельвиля.

Классической версией вооружения корабля на 1904-й год считается шесть 120мм и шесть 75мм пушек. Но три орудия 120 мм, предназначавшихся для «Лены», были переданы в 1905 году крейсеру «Алмаз».

В крейсерство «Лена» отправилась с вооружением, зафиксированным при интернировании в Сан-Франциско ( газета The Call за 12 Сентября 1904-го года) : 3-120-мм(одно орудие на корме и два орудия на носу с массивными щитами), 12-75-мм (на оригинальных станках Канэ и без щитов на нижней палубе), 8-47(57)-мм на шлюпочной палубе и 1-37-мм орудия.

Модель парохода «Херсон» в Центральном Военно-морском музее Санкт-Петербурга
Модель парохода «Херсон» в Центральном Военно-морском музее Санкт-Петербурга
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18
Модель-диорама крейсера "Лена" в масштабе 1:700, автор Владимир Якубов из Нью-Арка, США
Модель-диорама крейсера "Лена" в масштабе 1:700, автор Владимир Якубов из Нью-Арка, США
-20

2 сентября 1903 судно выкупило Морское ведомство для Тихоокеанской эскадры. Корабль получил вооружение, был переименован 4 октября 1903 года во вспомогательный крейсер II ранга «Лена» (официально "транспорт") и приписан к порту Владивосток. Во Владивостоке из трюмов достали артиллерию, установили на штатные места и провели пробные стрельбы, после которых орудия сдали в арсенал. Также на нем были доставлены из Одессы кадры для формирования 7 и 8 Восточносибирских стрелковых бригад.

-21

Крейсер 2-го ранга «Лена» (до 26 февраля 1904 года пароход Добровольного флота «Херсон») вошел в состав Владивосто́кского отря́да крейсеро́в.

С 8 сентября 1903 года командиром транспорта «Лена» был назначен капитан 2 ранга Тундерман Павел Карлович (1862—1905). Числился до 9 августа 1904 года командиром транспорта «Лена». 31 октября 1905 года исключен из списков в связи со смертью.

Реально обязанности командира исполнял Берлинский Александр Иванович (Янович) (31.8.1860 - 1927) с 13 мая (25 апреля) 1904 по 1 августа 1905 (фактически до 7 апреля). В декабре 1906 получил капитана 1 ранга, в отставку в 1911 вышел контр-адмиралом. С 1914 начальник Императорского Российского Общества «Спасения на водах». Жил в СССР. Умер 31.07.1927. За рейд на Гензан награжден орденом св. Анны 2-й степени.

командир капитан 2-го ранга П. К. Тундерман
командир капитан 2-го ранга П. К. Тундерман
врид Берлинский Александр Иванович
врид Берлинский Александр Иванович

Вспомогательный крейсер «Лена» весной 1904 года не мог развить полного хода из-за ремонта котлов и до июня в море не выходил. В середине июня 1904 года вспомогательный крейсер «Лена» в сопровождении восьми номерных миноносцев под командованием капитана 2-го ранга Ф.П. Радена совершил набег на корейский порт Гензан. Были потоплены японский пароход и шхуна, а также артиллерийским огнём повреждены японские казармы. При этом был потерян миноносец № 204, который повредил руль и был взорван после неудачной попытки буксировки.

Летом 1904 года «Лена» отправилась в Охотское море в экспедицию по охране промыслов вместе с небольшими транспортами из Владивостока «Якут» (700 тонн), «Камчадал» (900 тонн) и «Тунгуз» (700 т). К месту встречи в устье Амура «Лена» шла отдельно, через Татарский пролив ( наименьшая глубина на фарватере 8,0 м) ей не позволяла пройти осадка.

На месте встречи начальник экспедиции и командир крейсера «Лена» узнали о поражении в битве на Желтом море порт-артурской эскадры 10 августа и о бое крейсеров ВОК 14-го августа. Они сообщили о неисправности механизмов крейсера и получили разрешение наместника Е.И. Алексеева прекратить экспедицию. Транспорты отправили в Николаевск-на-Амуре.

«Лена» была отправлена в крейсерские операции на Тихий океан. Командир вспомогательного крейсера капитан 2-го ранга А.И. Берлинский не проявил должной активности в рейдерских действиях, скорее всего из-за плачевного технического состояния силовой установки.

Из-за очередной аварии котлов крейсер был вынужден 29 августа зайти в Сан-Франциско. У капитана Берлинского и «Лены» в соответствии с требованиями американского нейтралитета было право либо покинуть порт в течение 48 часов, либо интернироваться в Америке до конца войны. Капитан сообщил о плохом состоянии котлов, требующих капитального ремонта.

Осмотр «Лены» представителями американского флота подтвердил необходимость ремонта и крейсер перевели на базу Мэр-Айленд. Команду и корабль разоружили, а офицеров заставили подписать обязательство о невыезде без разрешения президента Рузвельта. Некоторые офицеры «выписали» из России семьи, снимали квартиры в городе.

Интернированный экипаж все равно нес потери. 1 ноября 1904 года в результате несчастного случая в ходе ремонтных работ погиб моряк Иван Песнов. В 1905 году скончался Петр Лобода. 29 октября 1905 года, в запланированный день выхода корабля на родину скончался священник «Лены» отец Василий Осипов. Выход отложили до 1 ноября. Матросов похоронили на острове Мэр-Айленд (Mare Island), отца Василия на Сербском кладбище в Колме.

Берлинский вернулся в Россию в мае 1905 года, его сменил капитан 2 ранга Анатолий Августович Гинтер.

После ремонта в августе 1905 года крейсер в сопровождении миноносца ВМС США «Фокс» совершил испытательный рейс.

«Впервые после того, как она избежала японцев и нашла убежище в гавани, «Лена» выглядит как настоящий военный корабль. Свежевыкрашенный, с начищенными до блеска пушками, он гордо плывет по волнам».Газета «Сан-Франциско Колл» 28 октября 1905

.

После войны, 17 октября 1905 года крейсер был возвращён России, 24 июля 1906 года прибыл в Либаву, отправлен в Копенгаген на капитальный ремонт на верфи «Burmeister & Wain» до 18 ноября 1906 ( установлены 8 новых цилиндрических котлов и две дымовые трубы вместо трех, мощность механизмов снизилась до 5000 инд. л. с, а скорость хода до 14 узлов).

12 октября 1906 года куплен Добровольным флотом за 460 000 руб. и 25 сентября 1906 года был снова переименован в «Херсон» и разоружен. Исключен из списков флота 1 декабря 1906 года.

В 1907- 1908 годах «Херсон» совершил несколько рейсов по маршруту Либава — Нью-Йорк. В октябре 1908 года вернулся с Балтики в Одессу и дважды возил паломников-мусульман в Джедду и Бейрут. В марте 1909 года вследствие нерентабельности выведен в резерв в Одессе. В то же время, с ноября 1909 года по ноябрь 1913 года еще несколько раз ходил с паломниками в Джедду и даже летом 1913 года участвовал в операции по подавлению ереси монахов-имяславцев в русских монастырях на Афоне. В 1914 году совершил несколько рейсов между черноморскими портами.

В начале Первой Мировой войны корабль мобилизовали 06 февраля (по другим данным 12 марта) 1915 года. С 25 февраля ( по другим данным в конце марта) он стал транспортом Черноморского флота «Транспорт № 73» в составе Транспортной флотилии Черного моря.

Он занимался воинскими перевозками в 7,1 и 4-ом отрядах флотилии. На борту можно было перевезти 870 человек десанта, 270 лошадей и 50 повозок.

В июне 1916 года транспорт подорвался на мине у Новороссийска, но его быстро отремонтировали, тогда на вооружении корабля появилась 120-мм пушка.

16 декабря 1917 года транспорт вошел в состав Красного Черноморского флота.

27 июня (по другим данным 1 мая) 1918 года судно захватили наступающие немецкие войска в Новороссийске ( если 1 мая-то в Севастополе). Затем корабль перешел в Одессу и 05 июля 1918 года оказался в составе Транспортной флотилии "флота Украинской Державы".

24 ноября 1918 года контроль над кораблем перешел к союзникам, которые передали пароход в распоряжение Добровольческой армии. 03 (по другим данным 23) декабря 1918 года корабль вернули Добровольному флоту.

В ноябре 1920 года «Херсон» доставил в Константинополь из Крыма эвакуируемые войска белой армии. Парижское руководство Доброфлота за долги передало «Херсон» в распоряжение французского пароходного предприятия «Fransmar», которое в декабре 1920 года продало судно на аукционе английской фирме London Steamship & Trading Co Ltd, которая переименовала его в «Raetoria». В 1922 года судно с аукциона куплено итальянской компанией Soc Italiana Ernesto Breda (Милан). В мае 1924 года его в Венеции разделали на металл.

-24
-25
-26
-27
-28
-29

-30
-31
-32
-33

-34
-35
-36
-37
-38
75-мм орудия Канэ на борту крейсера
75-мм орудия Канэ на борту крейсера
-40
-41

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам