"Многознание уму не научает", - посмеивается Гераклит. Что-то недоброе в его насмешке, но я терплю...
* * *
Первый день локдауна прошёл в разнообразном чтении, и теперь нужно время, чтобы прочитанное уложилось в голове.
Книг накупил много и совсем недорого в "Читай-городе" и "Планете", - чтобы хватило на время, пока магазины будут закрыты. В основном это древние авторы, они не торопят меня: ждали 2000 лет, пока я до них доберусь, могут подождать и ещё.
"Многознание уму не научает", - посмеивается Гераклит. Что-то недоброе в его насмешке, но я терплю и, внутренне соглашаясь с ним, вспоминаю прочитанное и упрямо раскладываю новые сведения по полочкам памяти. Классифицировать информацию - моя давняя привычка, ничего не могу с собой поделать. Только прав Гераклит, чтение бесполезно, если не вызывает твоих собственных мыслей. Читать, познавать и думать - эти три процесса идут всегда рядом.
За окном моросит дождик - течёт с небес вода обыкновенная, а я думаю о том, что вчера умерло более тысячи человек от ковида, и сегодня умрёт столько же. И это только в нашей стране. Мрачные мысли. Они беспокоят меня, хотя сам я привился ещё летом. "Дураки умрут первыми", - говорит Гераклит, видимо, намекая на непривитых. Необразованность дошла до дикости: люди верят в чудесное исцеление и не соблюдают элементарных гигиенических правил. Не читают, не познают, не думают, а предпочитают идти на поводке чужих мнений.
Простите за "лирическое отступление", теперь - о словах. Древний корень чит- был синкретичным и включал в себя следующие значения: думать, познавать, понимать. Об этом говорят сведения из этимологических словарей - из "Этимологического словаря славянских языков" Олега Николаевича Трубачёва, в частности. В других языках можно наблюдать похожие процессы: татарское "укырга" обозначает и "читать", и "учиться". Немецкие lernen и lesen также связаны историческими корнями.
Глагол "читать" означал также и "произносить", поскольку раньше читали только вслух. Манера читать про себя складывается только к III веку н.э. Ещё Блаженный Августин в "Исповеди" удивлялся беззвучному чтению миланского епископа Амвросия, настолько это было непривычно. Да и сегодня, когда мы говорим "читать лекцию" предполагаем, что произносим её в аудитории.
Значит, семантическая модель слова должна быть связана с лексикой речи, говорения. И древнее "ректи", и современное "говорить" по происхождению - звукоподражательные слова, в них слышится течение реки. Не случайно мы говорим "речь течёт", мысль течёт".
И корень чит- имеет, скорее всего, звукоподражательное происхождение - возможно, является результатом древней метатезы - перестановки звуков: ч*т < т*ч. Соотносится он с неспешным течением воды или с шумом моросящего у меня за окном дождя.
Так часто бывает, когда отвлечённые понятия сравниваются с обыденными вещами и заимствуют форму их выражения. Гераклит, к примеру, придумал термин "космос", а ведь у древних греков это слово обозначало всего лишь "украшение". Поэтому исторически "космос" и "косметика" - родственные слова.
Так и я связываю чтение с моросящим дождём, поскольку помню, благодаря Далю, о таких словах, как "чит" и "читуха", обозначающих мелкий дождь.
Такие дела. Всем доброго чтения! На дворе всё ещё чИтает, а я продолжу читать.