Обзор пьесы (2009)
Трагедия "Царь Борис" была написана и опубликована автором в 1870 году, буквально сразу за предыдущими творениями Толстого "Смерть Иоанна Грозного" и "Царём Фёдором Иоанновичем". Она явилась завершением этого цикла сочинений прозаика.
Писатель считал и оставил тому документальное подтверждение в виде своих записей, что любой истинный по призванию драматург просто обязан не подчиняться историческим фактам целиком и полностью, а уметь отходить от них, дабы не превратить все свои шедевры в обычные ничем не примечательные диалоги, взятые из истории. Таким образом он показал ученым исследователям и литературным критикам мастерство лирических отступлений!
Содержание своими словами
Главными героями произведения являются: Борис Годунов, его жена, дочка Ксения, сын Фёдор, схимник Клешнин, Василий Шуйский, Салтыков, Голицын, монах Григорий Отрепьев, боярыня Волохова, датский принц Христиан, Семён Годунов и Марфа - 7 супруга Грозного.
Салтыков с Воейковым говорят об улучшении Руси благодаря Борису и его долгожданном венчании на престол. Салтыков поведал Годунову о прибытии послов из разных стран, и он их принимает. Первый посол от королевы Елизаветы Ричард Ли, как и все остальные, поздравил царя с восхождением на трон и сказал, что их союз возможен, если его сын волен выбрать себе невесту из Британии. Годунов лишь благодарит за совет, считая Фёдора ещё слишком молодым для заключения брака. Второй посол от папы римского Миранда предложил государю от отца Климента утвердить титул Бориса и соединить церкви для того, чтобы более не стало никаких распрей.
Третьим прибыл австрийский барон Логау попросив помощи у царя для Рудольфуса ради одержания окончательной победы над султаном Махметом. Борис соглашается помочь, но не военной силой, а деньгами. Четвёртый литовский посол Сапега приветствовал правителя от имени своего короля Жигимента и просит мира, если он согласится признать Эстонию польской землёй. Тогда они уступили бы первопрестольной Ливонию. В итоге переговоров царь отказался от подобных условий и посол ушел. Пятым прибыл шведский посланник Гендрихсон с приветом от свейского правителя Карлуса, которого давно звали на престол. Государь наш соглашается подписать мирный договор при условии продолжения войны с Литвой, а Ливонии с Эстонией присоединения к русским землям. Шестым пришел флорентийский гонец с приветом от Фердинанда предлагая внедрить навыки их искусства живописи и скульптуры.
Седьмым приехал ганзейский купец Гермерс с просьбой не брать больше непосильной пошлины и подарил царю золото и серебро. Годунов согласился снизить пошлины лишь наполовину. Восьмым вошел персидский Лачин бек от шаха Аббаса вместе с подарком в виде золотого престола. Борис сказал, что шах желает заключения перемирия с султаном, притесняя при этом Иверию и её царя Александра. Посол всё отрицал, считая Александра другом султана. Турецкий подданный Челибей отдал в качестве дара седло вместе со сбруей, покрытое драгоценными камнями. Он назвал Александра изменником за переход его в подчинение к Аббасу. Гонец от Александра архимандрит Кирилл зашел с жалобой русскому государю на набеги шаха и султана на Иверию. Борис призвал его очистить Иверию от врагов, обещая Аббасу дружбу, но отказывая в этом же султану и вернув подарки его послу.
Затем наш царь призвал весь народ к столу. Он говорит Семёну о том, что должен быть добрым со всеми людьми, даже недругами ради удержания доверия граждан и власти. Семён поведал ему про жалобы бояр на бега крестьян и недочет в связи с этим рабочих. Шуйский оповещает его о жалобе 2 схваченных смердов против отмены Юрьева дня. В разговоре с Ириной, ушедшей в монастырь, государь спросил, оправдан ли он перед ней после греха, связанного с Дмитрием, но сестра считает, что этот грех будет преследовать его всю жизнь. Поэтому он сам себе не должен лгать про оправдание. Годунов напротив, уверен, что давно уже искупил свою вину.
Христиан, помолвленный с Ксенией, успел сильно привязаться к ней и Фёдору. Герцог рассказал им свою биографию про то, как его отец послал в дальний замок, где он смотрел на море, а начитавшись книг про рыцарские битвы, размечтался сам участвовать в войне, где и правда принял непосредственное участие, в результате прославившись многими подвигами. Они втроём дали друг другу обет вечной дружбы и поклялись воскресить былое время. Дочь царя удивилась заморским обычаям своего жениха, признаваясь, что у них принято женить детей по выбору родителей. Борис вошел к ним и спросил новоиспеченного зятя, привык ли тот к жизни на Руси. Он ответил положительно и попросил отца невесты сделать его командиром войска в случае войны, но царь ответил, что пока никакой войны не предвидится.
Семён поделился с братом слухами о якобы выжившем Дмитрии и что тот собрался с войском идти на Москву ради того, чтоб наконец захватить власть. Он обвинил в этих сплетнях бояр Романовых и Черкасских. Главный герой решает повременить с их арестом, приказав брату узнать про основного разносчика сплетен по столице.
Царица узнала всю правду о Христиане от дьяка Власьева, что он сирота безродный. Поэтому она против их брака с дочерью и намерена помешать церемонии венчания. Дементьевна доложила государыне о возвращении Волоховой из Киева, и та потребовала боярыню немедля к себе. Она думает, что на Ксении наложен приворот и на Фёдоре тоже. Царице боярыня говорит про существование специального корешка, которым можно сломить всю силу и мощь Христиана.
Атаман Хлопко-Косолап скучает среди своего разбойничьего стана без дела. К нему прибывает всё больше беглых крестьян, готовых прислуживать, а в случае неудач быть повешенными. Внезапно к нему приходят посадский, а потом и вовсе беглые монахи Отрепьев с Мисаилом, которые просят милости принять их, хотя они пока не в силах воевать из-за собственного неумения владеть оружием. Посадский рассказал Косолапу про воскресшего Дмитрия, призывая его уйти под его начало и идти на столицу, а затем быть пожалованным дарами Дмитрия, обещавшего вновь вернуть Юрьев день. Это предложение и весть о царевиче взволновали стан бандитов, и они уговаривают атамана перейти на сторону Дмитрия. В результате жарких обсуждений тот соглашается.
Сначала Посадский показал свою силу в борьбе с Митькой, а потом исчез после предложения перейти на сторону воскресшего царя.
Борис от Семёна узнал про Отрепьева и посчитал его очень даже недостойным противником, не веря в то, что он сможет захватить трон. Годунов отказал Фёдору принять участие в стычке с Дмитрием. Он послал к самозванцу войска под предводительством Мстиславского. Государь говорит с дочерью и она подразумевает, что он стал другим, более жестоким, приказывая казнить всех разносчиков сплетен о Дмитрии. Она считает его в этом похожим на самого Грозного. Правитель поясняет Ксении необходимость подобных мер.
Христиан сомневается в беседе с отцом невесты, что Дмитрий самозванец. Годунов же уверяет его в обратном. От Фёдора он узнаёт про возвращение в столицу Волоховой. Царица пытается осквернить Христиана перед супругом, но он даже слушать её не хочет. Семён говорит царю про взятие Чернигова Отрепьевым, а также о сдаче ему Путивля, Валуйки, Белгорода, Воронежа, Елеца и Кромы и подчинении местных войск.
Шуйский предложил Борису поехать разобраться в причине измены войска, но государь отказался покинуть Москву. Годунов приказал ему привести Марфу для подтверждения смерти настоящего Дмитрия. Также он велел оторвать язык всем тем, кто встанет на сторону Лжедмитрия. Романовы, Черкасский, Репнин и Сицкий пили за здоровье главного героя. Вошедший к ним Шуйский объявил о необходимости казни неверных и о том, что сам лично в Угличе был свидетелем кончины молодого царевича.
Семён вместе со стрельцами арестовали бояр, а Шуйского попросили допросить их. Борис приказал ему выйти на лобное место и объявить людям, что он тоже видел мёртвого Дмитрия и в знак доверия толпы чтоб после поцеловал крест. Не имеющие никаких сомнений в этом предложили Христиану срочно уехать из столицы и от Ксении. Перед своим бегством он сказал невесте, что им надо расстаться и посоветовал сбежать с ним, но она отказалась, совершенно не желая бросать ради него родину и отца. Девушка не верила домыслам и считала царя невиновным в совершенном преступлении против Дмитрия. Их разговор подслушал Фёдор и назвал иностранца предателем. Он даже предложил драться на саблях, но сестра не позволила. Они вскоре поняли, что Христиан нездоров, так как он стал бредить.
Сыщики слушали на площади беседы людей и хватали всех, сомневающихся в Годунове. Был задержан и человек, подавший бумагу якобы от Дмитрия. Шуйский прямо с лобного места вещал про гибель юного царевича и целовал распятие. Он грозился вырвать языки всем встающим на сторону самозванца.
Марфа при разговоре с правителем сначала отказалась признать Дмитрия погибшим, уверенная в повинности Годунова и хочет победы Отрепьева над ним. При виде Волоховой она вдруг меняет показания, выдавая за правду ложь о выжившем сыне. Несмотря на такие шаги, она всё равно желает принять сторону Гришки Отрепьева и потому царица бросилась на неё со свечой, но Борис удержал жену от отчаянных поступков по отношению к недовольной Марфе. Он сильно сокрушается неизвестной болезнью Христиана и не получил от врачей никаких точных диагнозов. Он повелевает докторам в любом случае постараться спасти зятя от гибели.
Семён принёс царю грамоту от Дмитрия, в которой тот призвал его покинуть трон в спешном порядке и удалиться в схимники. Лишь при выполнении этого условия государя помилуют и он останется в живых. Борис опять усомнился в кончине царевича и велит Семёну привести схимника Клешнина, так как именно он видел царевича умершим. Ксения теряет сознание при вести от отца о смерти Христиана.
Часовые у трона обсуждают здоровье Годунова, который внезапно ночью входит и направляется прямо к трону, беседуя с собой о гибели Дмитрия и про искупление собственной вины за этот грех. Видя стражу, он приказал им молчать про его разговор с собой. Затем он попросил одного из сторожей ударить по престолу, увидев на нём луч света от луны.
Семён привёл к главному герою священника, который признал смерть Дмитрия и рассказал, что часто видит страшные сны про царевича. Юноша во сне зовёт его убийцей. Вместо благословения схимник предложил государю отречься от власти. Борис отказывается сдаться, решая бороться до конца. Семён доложил ему про победу войска Отрепьева. Тогда Годунов призывает сына занять трон, но тот не хочет, потому что сомневается в гибели Дмитрия. Борис пытается доказать ему обратное, утверждая, что имеются улики, подтверждающие смерть царевича, но всю правду так и не сказал.
Салтыков, Голицын, Шуйский празднуют победу вражеского стана Басманова. Он вскоре сам пришел и восхитился отвагой недруга. Семён подарил ему шубу от государя. Затем Годунов явился поздравить командира. Они отмечают победу, но главный герой сомневается в их преданности ему. Тогда они все встали и поклялись по его приказу, что будут верны Фёдору как следующему царю. Потом измождённый Годунов умер. Сын даёт ему обещание, что обязательно искупит все его грехи. Он объявляет себя правителем перед боярами и тоже погибает.
Образ главного героя
Трагедия "Царь Борис", венчающая собой всю трилогию, явилась для автора не только успешным осуществлением чрезвычайно важного идейного замысла, но и удачным завершением его творческих поисков как художника. Образ Бориса проходит красной нитью через всю трилогию.
В первой драме Толстой показывает его как дальновидного и умного царедворца, во второй - как фактического правителя государства. Третья трагедия целиком посвящена Борису. Драматург поставил пред собой очень сложную задачу: создать самостоятельную трагедию, поставив в центре героя, многосторонне показанного в предшествующих чертах трилогии.
Конфликт в произведении
Главная трудность была в нахождении конфликта, который позволил бы показать сущность героя, увидеть качества, которые еще не проступили.
Толстой не ищет внешних эффектов, все острые моменты оставлены за сценой. Зритель видит лишь, как исподволь готовятся те или иные события, или каковы их конечные результаты. Борис… Его дорога к трону была долгой. При Иоанне он был талантливым царедворцем, при Фёдоре – фактическим правителем, а потом и царём, устранив, правда, еще одного законного наследника - царевича.
Уже в "Смерти Иоанна Грозного" мы видим не юношу, но мужа, умудрённого жизненным опытом, который не раз выводил Думу из затруднительного положения. Хотя… Бояре, недовольные Годуновым, подчеркивали незнатность его рода, называли татарином. "Худородный"
Годунов в Боярской Думе, где были потомки Рюрика и Гедемина, должен был довольствоваться одним из последних мест. Только умом и хитростью он смог обеспечить там себе сколько-нибудь заметное место.
Деспотизм Грозного, всех озлобляя, у одних убивал всякое желание действовать, у других вызывал противостояние. К таким относился и Борис Годунов. Чтобы упрочить своё положение при дворе, он решил "обойти" своё "худодворье". Об этом говорит ему жена, дочь палача Малюты Скуратова, любимица Грозного:
А ты меня посватал,
Чтобы к царю Ивану ближе стать.
Что ж? Удалось. Ты царским свояком,
Ты шурином стал царским, а потом
Правителем, а после государем.
Мы встречаемся с главным героем в тот момент, когда Думе надлежит важное государственное решение: избрать нового царя. Годунов, действуя в пользу Грозного, счел удержание последнего на престоле средством спасения Руси, а для царя это было подтверждением его убеждения в незыблемости высшей власти, врученной ему Богом.
Здесь происходит столкновение двух разных взглядов на назначение верховной власти: служение благу страны и осуществление божественной воли на земле – положено в основу конфликта. Борис, действия которого ограничивались Грозным, хочет быть полезным Отечеству. Он боролся против царского произвола еще и потому, что понимал: для своего возвышения, осуществления личных честолюбивых замыслов нужны условия растущего, крепнущего, хорошо организованного государства, хотя искренне желал делать для Руси только добро.
"Он любит его (добро - примечание автора) потому, что светлый и здоровый ум его показывает добро как первое условие благоустроения земли. Годунов страдает, глядя на заблуждения, на произвол, на жестокость Иоанна потому, что видит во всём этом государственные ошибки". В беседе с Захарьиным о тяжелой судьбе Руси он говорит:
О если б Она была в моих руках! Я знал бы,
Что делать мне! Пусть только царь Иван
Хоть месяц дал мне править государством!
Ему б я в месяц доказал,
Какие силы русская земля в себе таит!"
Стоп… "О если б она была в моих руках!".
Не здесь ли отправная точка, не здесь ли принимает осознанные формы жажда власти, сначала вознёсшая Годунова на гребень славы, а затем низвергнувшая его в бездонную пропасть?
Вот что говорит Толстой об образе Бориса в "Смерти Иоанна
Грозного", давая рекомендации, как надо понимать эту роль:
"Годунов должен во всей своей личности проявлять обаятельную силу. Она даётся ему с осознанием своего превосходства, верой в самого себя, умением безошибочно оценивать других, полным самообладанием. Привлекательная наружность много помогает ему подчинять себе людей. Взгляд его бархатный и ласкающий, голос благозвучный и ровный, приёмы и походка сдержанны и умеренны, безо всякой принуждённости, в нём нет ничего заискивающего, ничего иезуитского…
Когда он в Думе унижается пред другими боярами, это унижение должно быть передано так натурально, что зритель, не посвященный в историю, должен быть обманут и подумать: "Какой же это скромный молодой человек! Ему бы надо помочь, он может быть полезен!"
И этот скромный человек мало-помалу растёт и принимает колоссальные размеры… он, оставаясь постоянно самим собою, принимает бесчисленные оттенки, сообразно тому, с кем имеет дело… Человек, который борется с Иоанном, уже самим своим положением завоёвывает внимание публики…" Играющий Годунова должен действительно хотеть обмануть и Иоанна, и Захарьина, и Шуйского, и саму публику. Но это только одна сторона его. В нём должен быть виден государственный человек и та доля любви к добру, которая совместна с его честолюбием.
1. Вера в самого себя.
2. Степенное и скромное благородство голоса.
3. Бархатный, но проницательный взгляд.
4. Отсутствие всякого видимого притворства".
Объективно оценивая государственные таланты Годунова, Захарьин советует ему идти прямым путём.
В дальнейшем мы видим, что герой, наученный жизненным опытом, понимает, что идти прямым путём в большинстве случаев безрезультатно.
Итак, Грозный умирает, наказывая Фёдору, чтобы тот опирался на помощь Бориса. Однако бояре во главе с Шуйским недовольны тем, что государственные дела решает один лишь Годунов. Шуйский обвиняет его в захвате власти, говоря, что Грозный "умирая, Русь пятерым боярам приказал" ему, Шуйскому, Захарьину, Мстиславскому, Бельскому и Годунову. Он обвиняет Бориса ещё и в том, что тот устранил своих соперников. Но у противников разные цели. Борис находит своим целям оправдание.
Как видно, Годунов зарекомендовал государственного деятеля не с худшей стороны и, с точки зрения Толстого, был прав, стремясь ввести страну в общеевропейское русло. Борьба становится открытой. Возникает вопрос о смещении Фёдора и возведении на престол Дмитрия. Шуйский обвиняет Годунова в том, что тот преследует сторонников-бояр при Фёдоре. Борис не отрицает этот факт, блестяще мотивируя его. Не из личной вражды, а из учётов государственных интересов убирает он с пути Шуйского. И также поступает с Дмитрием, когда под его именем выступают Нагие. Свои действия он прикрывает государственной необходимостью:
Я мщения не знаю;
И не своих, но дела моего
Гублю врагов.
Ирина же выдвигает брату обвинение в нарушении нравственного закона:
Не верю, брат, не верю, чтобы дело
Кровавое пошло для царства впрок…
Гибнут Шуйский, Мстиславский и многие другие, поднявшиеся против Годунова. "Сам Борис пришёл к Ирине, желая оправдаться, чувствуя что-то неладное: в своём понимании государственной необходимости ему недоставало каких-то звеньев. И это тревожило его совесть, содержало зерно трагизма его положения. То есть столкновение двух противопоставленных сил внешне закончилось в пользу Годунова".
Композиция
В связи с этим стоит сказать о композиции "Царя Бориса". Первое действие - это, с одной стороны, экспозиция, с другой-кульминация, показ победного завершения многолетней борьбы Бориса за власть. Впрочем, послушаем Толстого: "…я благополучно довёл до конца первое действие ''Царя Бориса'' … Звучание высокое - славно органный или колокольный звон". И именно эти торжественным аккордом, самым торжественным, какой я мог найти, я начинаю драму вопреки всем правилам Фрейтага, которого… ставлю очень высоко и его теорию ценю сейчас больше, чем прежде. Невзирая на это я … отбрасываю…её. Что касается эффекта, то создать кульминацию уже невозможно… Но будет другая кульминация - нравственная. Герой, поднявший Русь над невообразимою высотою, простит себе своё преступление - и тут-то дьявол явится за ним".
В первом действии большое место занимает спор Бориса и Ирины о том, можно ли совершить зло ради добра, пролить кровь невинного ребёнка ради государственных интересов. Годунов - победитель, но победа его весьма сомнительная. Ирина судит своего брата судом высшей справедливости, утверждая, что истинное добро может проистекать из источника, не замутнённого преступлениями и кровью. Именно с этого преступления и начинается резкое нравственное падение героя, которое было обусловлено действиями царя до него.
Не верю, брат, не верю, чтобы дело
Кровавое пошло для царства впрок,
Не верю я, чтоб сам ты этим делом
Сильнее стал...
И вот - вторая их встреча в самом начале трагедии "Царь Борис": всемогущий царь после высшего своего триумфа (венчания на царство и приема послов) приходит к Ирине-монахине за оправданием своего главного преступления - убийства Дмитрия - и не находит его. Он не хочет признавать своей неправоты, но катастрофа, сразу же вслед за этим разразившаяся над ним, убеждает Годунова, что на его царствовании "благословлены! быть не могло".
Приведём полную цитату из упоминавшегося выше письма Толстого к Сайн-Витгенштейн, где дано авторское толкование трагедии "Царь Борис": "...вся моя драма, которая начинается венчанием Бориса на царство, не что иное, как гигантское падение, оканчивающееся смертью Бориса, происшедшей не от отравы, а от упадка сил виновного, который понимает, что его преступление было ошибкой". Комментируя это высказывание драматурга, современный исследователь Реизов замечает, что концепция "ошибки" родилась, как ответ на популярные в 60-е годы прошлого века теории "нравственного утилитаризма", признававшие за рассудком право производить моральное оправдание преступления путём подсчета количества пользы и вреда, страдания и блага от того или иного действия. Реизов не без основания видит влияние подобных представлений в следующих словах Бориса (дающих средоточие всей проблематики трагедии).
Четырнадцать я спорил долгих лет
Со слепотой, со слабостью с упорством
И победил! Кто может осудить
Меня теперь, что не прямой дорогой
Я к цели шел? Кто упрекнёт меня,
Что чистотой души не усомнился
Я за Руси величье заплатить?
Кто, вспомня Русь царя Ивана, ныне
Проклятие за то бы мне изрёк,
Что для её защиты и спасенья
Не пожалел ребёнка я отдать
Единого?
Борис сознаёт свой грех. Но не сам грех ему страшен, а мысль: "Что, если грех тот даром я совершил?" - то есть не вышла ли ошибка в его расчетах? Ошибка эта обнаруживается уже в самом непредвиденном, непостижимом "воскрешении" убитого царевича - и призрак его в образе Самозванца оказался сильнее всей государственной мудрости Годунова, разрушив до основания и его личность, державшуюся силой "всевластного ума".
Жанровые особенности пьесы
В этом же письме свою пьесу драматург назвал "катастрофой трилогии" - и для такого определения были реальные основания. Уже в первой трагедии появился на сцене и вступил в контакт с Борисом Битяговский - один из главных участников "угличского дела" (хотя исторически его связь с Годуновым относится к более позднему времени). Таким образом, мотив "убийства царевича" возникает сразу в связи с карьерой Бориса - и оказывается от неё неотделимым на протяжении всего цикла. Но к "катастрофе трилогии" приводила еще одна сквозная линия. Для характеристики Годунова чрезвычайно существенно, что он подчинял себе и людей, и обстоятельства "превосходством своего ума". Громадный, редкостный ум главного героя позволил ему стать выше всех в искусстве дворцовых интриг и политических расчетов, но от него же была и вся государственная мудрость нового царя. Итак, годуновский ум - основная сила и стержень этой личности, но вот на протяжении повествования Годунова предупреждают об опасности "всевластия ума" 3 самых нравственно светлых личности. Сначала боярин Захарьин напоминает ему, что
...ум от честолюбья
Недалеко; и что порой опасен
Окольный путь бывает для души!
Потом царь Фёдор прямо даёт понять своему правителю, что его мудрость явно расходится с совестью:
Когда меж тем, что бело иль черно,
Избрать я должен - я не обманусь.
Тут мудрости не нужно, шурин, тут
По совести приходится лишь делать.
И наконец, две сцены Годунова с сестрой Ириной - два их принципиальных спора - образуют нравственный центр всей трилогии (Толстой видел в Ирине Годуновой одну из "светлых личностей нашей истории", находил в ней "редкое сочетание ума, твёрдости и кроткой женственности"). Первая сцена - в начале 5 действия "Царя Фёдора". Годунов, губя своих государственных врагов Шуйских, рассчитывает на Ирину, как на союзницу
Ирина! В тебе привык я ум высокий чтить
И светлый взгляд, которому доступны
Дела правленья. Не давай его
Ты жалости не дельной помрачать!
Борис хочет видеть в сестре повторение своей "безжалостной разумности", однако, по замечанию Толстого, "у неё все великие качества Годунова без его тёмных сторон".
Внутренний конфликт главного героя
Отношение к Борису у автора было весьма сложное, так как прозаик являлся сторонником верховной власти, основанной на гуманизме, полной свободы личности и, как следствия её, общественного прогресса. Годунов Толстого, заботившийся о Руси лишь в целом, в отвлечении от реальной действительности, не понимал этого, и в этом был его трагизм как правителя.
Главный персонаж гордится Русью, устроенной им, и утверждает, что захватил власть с благой целью: делать добро и возвеличивать Русь. За неё он заплатил чистотой души. Подводя итоги, он заключает, что может пожертвовать жизнью ребёнка ради благополучия целого государства, хотя в своё время его тяготила мысль, не напрасно ли царевич убит.
В этих размышлениях мы видим начало душевного разлада Бориса, раздвоения его личности, что со временем превратится в трагедию государя и человека. Этот разлад, усиливающийся постепенно, показан Толстым с помощью контраста. Противоречия везде: в душе Бориса, между ним и детьми, народом, страной, Богом - и нет выхода из этого тупика.
Царь, оправдавший в своих глазах подобное преступление, говорит о том, что ход событий сложился еще под влиянием Грозного, и сам Борис не всегда над ним властен, что его вынудили принять венец.
Таким образом, и Годунов приходит к насилию, которое отвергал в правлении Иоанна. Как показывает Толстой, результат этот неизбежен, ведь единодержавие и нравственность несовместимы, монархическое правление неминуемо ведёт к тирании, а пропасть между царём и народом рано или поздно обязательно обозначится. Тираническая власть никогда не будет поддержана народными массами, власть сама провоцирует бунт. А бунт по Толстому - это распад государства, утверждение анархии.
В чем же здесь заключается последний поворот "трагической идеи самодержавной власти"? Тот же Котляревский очень точно определил её как "просвещенный деспотизм ума, без санкции моральной". Мудрый царь ошибся, составляя своих "заслуг и винностей итог", - возмездие настигло его. И вот последний вывод его мудрости:
От зла лишь зло родится - всё едино:
Себе ль мы им служить хотим иль царству -
Оно ни нам, ни царству впрок нейдёт!