Освящение народа у Божественного Престола Небесного храма

Продолжая разговор о Величайшем престоле мироздания, явленном тайнозрителю книги Откровение, следует отметить, что этот престол именуется в Св. Писании «извечным» (Пс.44:7, Пс.92:2 и т.д.), то есть утвержденным от самого сотворения мира, — однако во времена Ветхого Завета местом и источником освящения для народа Израиля выступал не Небесный престол, а рукотворная скиния Моисея.

Тем не менее, многие пророки свидетельствовали о том, что в грядущие времена «синайское» освящение от рукотворного ковчега завета (пребывающего в «центре святости» ветхозаветного храма, т.е. на том месте, где в грядущей скинии должен был явиться Божественный престол) уступит место благодатному священнодействию на горе Сион в Небесном Иерусалиме, которое совершается непосредственно у престола Творца и Вседержителя, сравн.:

Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион. И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием. И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: "ковчег завета Господня"; он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет. В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего (Иер.3:14-17)

Престол славы, возвышенный от начала, есть место освящения нашего (Иер.17:12)

А об исполнении этих пророчеств в реалиях Нового Завета прямо свидетельствует ап. Павел, представляя извечный Божественный престол не «престолом царства», «престолом правосудия» и т.д., но «престолом благодати», — и при этом призывая уверовавших в Спасителя «приступать» к этому престолу как к месту своего истинного (а не теоретически-декларативного, ограниченного только ритуальной или умственной сферой) храмового освящения, сравн.:

Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи (Евр.4:16)

Что касается книги Откровение Иоанна Богослова, — в ней открывается полная и совершенная панорама новозаветных «престольных» смыслов.

Старинный потир (чаша для Святого Причастия)
Старинный потир (чаша для Святого Причастия)

Так, например, все явленные тайнозрителю небесные видения начинаются от Вечного Престола Славы, пребывающего в самом центре Небесного храма (Откр.4:2-4), — а это обстоятельство прямо свидетельствует о том, что предвозвещенная пророками скиния Истинной Славы Божией отныне воплотилась в реальность, а в Первосвященнике Истинного храма человек получил доступ и к самому Престолу, и к Сидящему на престоле, и приобщился к самым сокровенным тайнам мироздания (то есть к началу начал, причине, основанию и источнику существования всего рода человеческого и всего тварного мира, а в конечном счете — и к сути человеческого бытия).

Соответственно, закончились те времена, когда даже такие праведники как Иов не знали, где искать Всевышнего и как подойти к престолу Его (сравн. – «О, если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к престолу Его!», Иов.23:3), — а пророки не могли видеть Божественный престол явно и описывали его как нечто недоступное для рассмотрения и осознания, «возвышающееся над херувимами», сравн.:

И видел я, и вот на своде, который над главами Херувимов, как бы камень сапфир, как бы нечто, похожее на престол, видимо было над ними (Иез.10:1)

Другими словами, в новозаветной реальности книги Откровение тайнозритель зрит Небесный престол не в отвлеченных образах, а в непреходящем истинном смысле: как духовный центр мироздания, который есть и причина, и источник всех вселенских событий. При этом весьма знаменательно, что все «храмовые» видения Откровения развиваются от Небесного престола одновременно и по направлению «от центра к краю», и по направлению «сверху вниз» (то есть в полном соответствии и с духовной иерархией, и с иерархией смыслов, сравн. – Мф.23:16-22), — поэтому несмотря на то, что ветхозаветные пророчества звучат так, как будто Единый Вечный Престол будет «установлен» внутри храма, по сути скорее храм и Небесный град созидаются от Вечного Престола и вокруг Вечного Престола.

А поскольку все Новозаветное Домостроительство и весь будущий век утверждаются от Престола Отца Вечности (Ис.9:6), т.е. на абсолютно непоколебимом и непреходящем основании, — все, что создано в новозаветные времена, уже не поколеблется, а будущий век никогда не закончится. И хотя небесный храм как некое обособленное понятие в новой вселенной отсутствует (Откр.21:22), — в событиях Второго Пришествия и утвержденный вокруг Вечного Престола Небесный град, и населивший его народ, имеющий над собой «покров-скинию» Самого Бога и Агнца, перейдут в Божественную вечность без существенных потрясений (сравн. В.З. – Дан.3:100, Дан.7:14, Дан.7:27, Пс.44:7, Пс.88:37-38, Иер.3:17; Н.З. – Евр.1:8 и т.д.).

При этом прорисованные в книге Откровение новозаветное небесное священнодействие прямо свидетельствуют о том, что именно от Небесного престола открываются последние вселенские суды, поражающие всякое беззаконие, неверие и нечестие, сравн.:

Господь во святом храме Своем, Господь, - престол Его на небесах, очи Его зрят; вежды Его испытывают сынов человеческих. Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его. Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер - их доля из чаши (Пс.10:4-6)

Более того, в небесных панорамах Откровения присутствуют и утвержденные на небесах «человеческие» престолы, расположенные непосредственно перед Престолом Творца и Вседержителя (Откр.4:4, Откр.11:16, Откр.20:4), что прямо свидетельствует об исполнении в Небесном храме Нового Завета ветхозаветных пророчеств о «престолах суда», поставленных у Престола Всевышнего еще до того, как сидящим на этих престолах будет вверено царство новой и совершенной вселенной:

Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями… престол Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги… Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан.7:9-14)

(Сравн. Дан.7:9Откр.4:2-4; Дан.7:10Откр.5:9, Откр.7:9; Дан.7:13Откр.5:6-7, «…и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых», Лк.22:30)

А еще одно чрезвычайно важное свидетельство книги Откровение заключается в том, что явленный тайнозрителю Небесный храм с учетом пребывающего в нем Царского престола выглядит смысловым и пророческим завершением предначертательных образов, прорисованных в рукотворном доме царя Соломона, что представляет конечной целью Новозаветного Домостроительства не разделенный на «пределы» храм-скинию, а единый Дом Господний, который устроен как «вселенский города мира» и как вечная обитель всего спасенного человечества, сравн.:

Песнь восхождения. Давида. Возрадовался я, когда сказали мне: "пойдем в дом Господень". Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, - Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно, куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне. Там стоят престолы суда, престолы дома Давидова (Пс.121:1-4)

(В предыдущей публикации отмечалось, что во времена Ветхого Завета царский престол стоял не в храме, а в доме Соломона, — а при входе в этот дом, что также весьма символично, находился особый «престол царского суда», 3 Цар.7:7, 3 Цар.10:18-20)

Отдельно следует отметить, что в Откровении Иоанна Богослова упоминается и иной престол, который противопоставляется Небесному престолу и именуется «престолом сатаны», сравн.:

Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей… (Откр.2:13)

…дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть (Откр.13:2)

Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя… (Откр.16:10)

А поскольку местом, где утвержден «вселенский престол нечестия», является видимый мир (напр., Откр.2:13), — вполне очевидно, что за оградой Церкви (т.е. в мире сём) воплощаются не столько законы Небесного храма, сколько «расходящиеся» от диавольского престола преступления и беззакония.

Что касается других «храмовых атрибутов», упомянутых в книге Откровение, — каждый из них занимает свое место во вселенских смысловых панорамах именно относительно Небесного Престола (напр., «…жертвенник, который перед престолом», Откр.8:3; «и перед престолом море стеклянное…», Откр.4:6).

(Здесь можно пояснить, что во времена ветхозаветной скинии ритуальная значимость богослужебных предметов прорисовывала иерархию соответствующих им духовных смыслов и была обозначена не только в их именованиях и в правилах их рукотворного освящения, как, например, «святыня великая», Исх.29:37, Исх.30:10, но и в тех материалах, из которых эти предметы были изготовлены. То есть «нисхождение» смыслов и ценностей от «небесного» к «земному» было прорисовано в том числе и последовательной переменой материалов, в соответствии с которой особая близость к небу была обозначена драгоценными камнями и золотом, «ниже» по статусу располагалось серебро, за ним медь, а затем железо, дерево и глина, сравн. 2 Тим.2:20-21. Причем подобный «материальный» символизм находит отражение не только в устройстве пределов рукотворной скинии и в соответствующих этим пределам богослужебных предметах, — но и в некоторых пророческих видениях, не имеющих очевидной связи с устройством и атрибутами рукотворного храма, как, например, Дан.2:31-33.

Соответственно, и в новозаветной небесной скинии тайнозритель видит не просто предметы и свойственные этим предметам «небесные материалы», но и их «духовный статус», согласно которому, например, тот жертвенник, который пребывает перед престолом, — это золотой жертвенник, к которому прилагается соответствующая золотая кадильница, Откр.8:3)

При этом первым (после Божественного Престола) из чтимых на уровне «золота» атрибутов Небесного храма является особый золотой светильник с семью лампадами, который утвержден прямо перед Небесным Престолом и от которого начинаются все без исключения пророческие видения, явленные тайнозрителю книги Откровение:

Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников (Откр.1:12)

Однако пророческий символизм новозаветного золотого светильника лучше обсуждать после рассмотрения образов и свидетельств, связанных с двумя храмовыми жертвенниками, первый из которых находился в ветхозаветные времена на внутреннем дворе рукотворной скинии, — а второй стоял во внутреннем пределе храма перед завесой, за которой располагался предел «Святое святых» с ковчегом завета.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Ветхозаветный медный жертвенник (жертвенник всесожжения)

Предыдущая статья: Божественный Престол Небесного храма

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #Небесный храм Нового Завета в книге Откровение #как происходит освящение христиан #Небесный храм Небесный престол Небесный дом царский