Найти в Дзене
Охота не работа

Хищники и тайга

Ранее мы обсуждали влияние хищника на людей. Здесь. И где то еще. Теперь о влиянии хищников на природу и популяции жертв.

По возрастанию влияния на природу.

Рыболов-любитель. Пока он сдерживает себя от применения орудий массовой добычи. Как то – динамит, химия, электричество, китайские сети, которых не жаль, плавуны и т.д. Пока не пользуется естественными скоплениями, в нерест и на зимовках, выбирая подчистую зимовальные ямы и перегораживая нерестовые пути. Он просто турист. А если он рыбачит на соседней речке, он часть природы, полезная и необходимая ей.

Медведь. Самый безобидный хищник, оттого что всеяден и по зиме сонлив. Нападение на людей оправдывает то, что человек изначально - в цепи его питания и зверю (второй) конкурент и раздражитель. А так медведя может прокормить дудка, ягоды-плоды и насекомые, биомассы которых хватает в сезон его активности. А личинок насекомых хватит здоровому зверю и не в сезон.

Мелкие хищники. По мелочи их и влияние. Околоводные универсальнее, чем наземные. Наземные безобиднее, чем пернатые. Хищные птицы, которые усиленно охраняют зеленые и ученые, по подаче с запада, что ли (через систему грантов), могут усугубить падение населения боровой дичи при депрессиях численности той. Что уравновешивается пользой от утилизации падали падальщиками.

Охотник-промысловик. Даже смешно считать ущерб. Наш брат в иерархии влияния на природу где-то между соболем и перепелятником. Причем брат наш: (а) не видит в темноте, (б) добывает в краткое и самое неудобное, потайное время, уже опытных зверьков и птиц, (в) по численности приближается к тигру, которого охраняют правительства, в ущерб народностям, что само по себе парадокс. Моторизованный промысловик приравнивается к любителю.

Турист. Он красавец, потому как борется с собой. Он осматривает красоты, новые места его манят. Он экологичен, поскольку чаще сплывает по течению. Он кормится подножным, хотя местами это ему запрещают. Он неприхотлив, подвижен, активен, сбивается в группы, напоминает соболя в период миграции. Но он провоцирует нефтесоса на добычу углеводородов, поскольку живет вдали от притягательных мест, потому в ряду ущербов он здесь.

Таймень и щука. Таймень из ряда водных хищников наиболее прожорлив, даже можно сказать, жаден. Настолько, что не успевает переварить еду. Спасает население водоемов его пристрастие к питанию таймешатами. Щука не менее речной волк. Кто станет убеждать нас, что это естественные хищники, и уси-пуси, потому их надо охранять - так и человек в том же ряду нуждающихся. Почему рыболов менее вреден, оттого что он рыбачит не круглый год.

Охотник-любитель. Не в упрек, проживание вдали от мест охоты вынуждает любителя пользоваться транспортом, являясь конечным потребителем углерода и полноценным жителем того углеродного мира, что уходит в прошлое (сарказм). Заставляя нефтесоса все более добывать топливо не без ущерба воде, атмосфере и природе. В которых - рыба и пугливая дичь. Но, поговаривают, что скоро тому миру конец. То ли самолеты на батарейках придумают. То ли вынудят человека жить там, где он уродился.

Производитель сетей и грязных товаров. Гримасы нео-капитализма в том, что производить незаконное не запрещено (страдает предпринимательская инициатива, как основа капитала животравящего), как и покупать это не запрещено (страдает предприниматель-перекуп), запрещено покупателю пользоваться незаконным купленным. Казус уже лет 30 не имеет решения, поскольку юристы стоят на страже капиталиста. Отчего нашему юристу интересен китайский коммунист-капиталист – спросите.

ООПТ. При всем моем уважении к «парадигме нового мира», где человек зверю друг, товарищ и брат, ООПТшки за 110 лет существования (у нас), начавшись как рассадник промысловых зверей для людей, пришли к какому-то странному миру - природе без людей. Это людоедство оправдывается «наблюдениями». Так еще не? Вреда от них, конечно не много. Однако, оценивая населенность рыбами запретных уже по 50 и более лет водоемов, приходится с сожалением констатировать – под угрозой или утрачены практически все виды, которых ООПТшки взялись сохранять. Несмотря на запрет. А местами и на выполнение запрета. И это без загрязнения вод промышленностью. Что-то пошло не так. Но власть не унимается, и к 2025, что ли, году ООПТшек пообещала уже 25% от территории России.

Волк. Зимой не спит, людьми в н.в. почти не регулируется, оттого успешно замещает нас в тайге. В соотношении: один волк замещает примерно десять промысловиков. Создает запасы и может вырезать более жертв, чем ему потребно. Однако влияние укладывается в естественные процессы в популяциях – когда волк вырежет всех копытных, и заместить их будет нечем, его численность упадет. С циклом примерно лет 50. Восстановится ли численность копытных до прежней – ФЗ. На мышé, рыбе и цветочках он может выжить только в сказках природолюбов. В б/м населенных местах на влияние волка накладывается влияние охотника. И надо там либо волка регулировать, либо отказаться от добычи копытных. Иначе никак. К слову, на ООПТ отменные условия для вырезания копытных, куда они собираются от беспокойства охотниками – потому ООПТ волку друг и товарищ.

Нефтесос, металлист, лесоруб, транспортировщик недр и ресурсов вдаль. Пресловутая промышленность. Загрязнения, разрушения вроде бы локальные. Шумы и беспокойства временные. Линейные сооружения, вроде бы закопанные. Вырубки на пользу, поскольку фрагментируют лес. Что подтверждает и восстановление природы после кратких воздействий. И рост плотностей животных вследствие рубок. Однако химикаты делают из рек такой суп, что обедняют население рек критично. А молодняки выводят природные пожары в верховые, которые не остановить. Ущерб есть и атмосфере.

Чиновник. Как бы нам не хотелось переложить вину на природные пожары, например, на «человеческий фактор», то есть на, скажем, туриста, в ликвидации работавшей лесной службы виновны три известных чиновника. Как бы нам не хотелось думать, что запутанное околоприродное законодательство, все эти запреты, сложные ритуалы, ограничения и т.п. вредные природе вещи, это придумано на пользу, даже при беглой оценке - нет, это нарочно придумано во вред. И людям и природе. Потому что удаляет из природы людей – естественного и разумного регулятора. Отрывает их от традиций и выживания с одной стороны. И от активности, отдыха, увлечения, оздоровления – с дугой. Мотив чиновников не интересен. Потому что даже ими не осознан. Может и велели, враги рода человеческого, есть такие, а дисциплина, как говаривали мудрецы, это то, что чиновникам дается дешево, а ценится их хозяевами дорого.

осень как в 93 - то туда - то сюда (фото автора)
осень как в 93 - то туда - то сюда (фото автора)

Наука
7 млн интересуются