"Клиническая психология" Б.Д. Карвасарский. Впечатления от прочтения учебника

2004 год / 14 часов 23 минуты
2004 год / 14 часов 23 минуты

Примечание: возможны спойлеры

На моей памяти были лишь две книги, которые доставили мне такое же "колоссально-нравственное страдание", характеризующееся тотальным нежеланием к чтению как таковому. Это "Улисс" Д. Джойса, что не удивительно, хотя там была больше проблема с непониманием самой сути книги, которая разрешилась спустя некоторое время, но читал я его долго в общей сложности (с двух подходов). И это "Экономикс" К. Р. Макконнелла и С. Л. Брю, представляющий из себя скорее средство самообороны, которым можно отбиваться от бандитов или стаи волков, в виду своих размеров.

И вот представилось мне ознакомиться с третей книгой, убивающей любое желание к чтению. Если бы не мои загоны по поводу обязательного прочтения начатого и одновременного ознакомления лишь с одним произведением за раз, то я бы давно уже бросил книгу или переключился на что-либо другое. Благо я немного подсел на игру в "контурные карты", что с одной стороны меня спасало от чрезмерного потока информации, сваливающегося скорее из самосвала, чем из хорошей книги, а с другой стороны это увеличило процесс чтения.

Это было трудно, тяжело и очень долго (по субъективным ощущения, так как, посмотрев табличку, созданную для учёта времени чтения, всего было затрачено десять дней в общей сложности на данное произведение). Но, наверное, хватит лирических отступлений, нужно переходить к самой книге.

Это самое странное, что я читал из учебной психологической литературы. Были в моей практике чтения подобного рода литературы и ужасные книги — "Психология развития и возрастная психология" Г. С. Абрамовой — и действительно стоящие (правда, вспомнить ничего особо не могу, разве что В. Н. Дружинин, я у него что-то по экспериментальной психологии читал); но в данном случае я столкнулся с чем-то крайне специфическим.

Странности проявляются в самом главном вопросе, который можно задать произведению: "А что нам хотел сказать автор?" Логично предположить, что ответом на этот вопрос является передача сути такой дисциплины как клиническая психология. Но не всё так просто. Сказать, что книга избыточна по наполнению, значит сказать "ничего", так как автор решил поделиться с нами информацией не только по самому предмету, но и по психологии в общем. Тут даже первые два раздела напрямую не относятся к рассматриваемому вопросу, а это, практически, четверть книги. Выходит так, что, открывая учебник по клинической психологии, ты сначала читаешь про общую психологию (и информация там годная, сжатая и суть предмета очень хорошо можно из этого раздела уяснить), потом про социальную психологию (а здесь уже автор не так постарался как в предыдущем разделе; зачем-то начал описывать общепсихологические методы там, где они не нужны), и вот только после этого, страниц через 150, мы переходим к главному содержанию книги.

И я не особо просвещён относительно предмета "Клиническая психология", точнее я не совсем понимаю, что там должно быть. Допустим, что первые пять глав из рассматриваемого раздела точно имеют отношение к самому предмету или лучше будет сказать к её теоретической основе. Помимо общих вопросов истории и методов там рассматриваются вопросы о нейропсихологии, патопсихологии и психосоматике, то есть о связи психического и органического (имеется в виду сам мозг, локализация ВПФ, нарушение биологической основы и проявления в психической сфере). И тут как бы всё хорошо, хоть и естественно-научная часть для меня воспринимается очень проблематично.

А вот дальше я не совсем уверен, так как там идут две главы об аномальном развитии и отклоняющемся поведении. Но я точно знаю, что данные вопросы рассматриваются именно в специальной психологии, так как они больше относятся к детскому возрасту и рассматривают больше вопросы социального характера, чем биологического. Но, наверное, можно допустить, что это также относится к клинической психологии каким-то боком.

И последние 150 страниц — это вопросы прикладного характера. Здесь уже всё собрано в кучу: рассматриваются разные виды психотерапии, отличия от психологического консультирования и коррекции, организационные вопросы, диагностические и т. д. То есть всё то, что относится к клинической психологии лишь косвенно, по крайне мере в рамках учебника (хоть и рассматривается с позиции клиники). Не думаю, что стоило такому вопросу уделять слишком много внимания, но автор решил как решил.

Также стоит отметить вопросы после глав, которые выполнены в виде теста и помогают немного закрепить уже прочитанный материал. Я редко на такие моменты обращаю внимание, но здесь они выполнены неплохо. И ещё в самом конце имеется практикум страниц на сто, в котором находятся различные методики в основном.

Самая же главная проблема учебника — это то, что его невозможно читать. Огромные абзацы текста, переполненные излишками информации о всевозможных психологических вещах. Если, конечно, информация о фрейдомарксизме не является важной (а она не является важной даже в рамках рассмотрения вопроса об истории клинической психологии). И мало того, что на тебя вываливают "портянки" текста, так ещё и всё структурировано наихудшим образом. Бывают книги, которые тяжело читать, но которые можно использовать как справочник по отдельным главам, чтобы узнать нужную информацию (например, "Психология мотивации достижения" Х. Хекхаузена), но в актуальном случае даже по отдельным главам и разделам здесь будет очень проблематично отыскать нужную информацию. Не знаю связано ли это с естественно-научной парадигмой знания, но мне часто попадается именно не самым лучшим образом структурированные работы из этой отрасли научного знания. Как это работает я не особо понимаю.

И получается, что больше двадцати минут уделять книге за раз не получается, так как большой объём разнородной информации (из-за того, что автор рассматривает разные темы, то и повествование постоянно скачет в плане формы предъявляемой информации) и непонятное для чего излишество знания перегружает твой мозг до возникновения головных болей. Как грамотно подходить к чтению сего учебника я так и не понял (хотя странная вещь, мне стало проще читать, когда я перешёл с экрана монитора на смартфон; странно, но наблюдение забавное).

В общем, произведение масштабное и рассматривает не только вопросы клинической психологии. Знай бы я заранее, что меня ожидает, то я бы точно не стал прикасаться к подобной книге. А сухой, академический стиль написания без лишних расписываний (ненужное здесь в содержании учебника) также не притягивает к получению удовольствия от процесса чтения. И, наверное, стоит ещё добавить некоторое оправдание такой масштабности содержания. Автор во введение указывает на то, что это новая дисциплина (относительно 2004 года в РФ, там есть свои особенности с медицинской психологией), которая должна принести свой вклад в медицину, поэтому, возможно, автор и подошёл так подробно и основательно к рассмотрению клинической психологии.

***

Библиографическое описание: Карвасарский Б. Д. Клиническая психология. Учебник [Электронный ресурс] / под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб.: Питер, 2004. — 553 с.