Первым телохранителем Ленина был Степан Гиль, водитель работавший в императорском гараже. Он носил пистолет только для защиты лидера нового государства. Но проблема была в том, что Ленин отказался от личной защиты. Гиль вспоминал: «Владимир Ильич категорически отказывался от какой бы то ни было защиты. У него никогда не было пистолета (кроме крошечного браунинга, из которого он никогда не стрелял) и просил меня тоже не вооружаться.
Очевидно, Ленин считал, что в большевистском государстве, управляемым народом, его жизнь будет в безопасности.
В декабре 1917 года машину на которой ездил Владимир Ленин угнали, когда Гиль пил чай. Позже автомобиль был найден в руках контрабандистов, пытавшихся переправить его за границу. 1 января 1918 года была обстреляна еще одна машина, в которой сидел Ленин. Выстрелы едва не попали в Ленина и его сестру. Их спас Фриц Платтен, швейцарский друг Ленина, который уговорил их обоих спрятаться под сиденье.
30 августа 1918 года Ленин после выступления на московском заводе получил тяжёлое огнестрельное ранение. Нападавшей была Фани Каплан - участница российского революционного движения. Степан Гиль не заметил нападавшую и не смог ее остановить. Ленин был тяжело ранен. Говорят, что его травмы в конечном итоге привели к ухудшению его здоровья и смерти.
Только после этого почти смертельного покушения было сформировано первое официальное подразделение безопасности Ленина, которое состояло из 20 офицеров. Однако Ленин все еще ненавидел эти меры. Однажды в подмосковном Горьком он сказал: «Революции нужен каждый солдат, а вот вокруг меня 20 здоровых мужчин».
После смерти Ленина в 1924 году меры защиты глав советских государств были скорректированы. В 1923-1929 годах безопасность ведущих большевиков государства обеспечивала Политическая дирекция Советской Армии и Советского Военно-Морского Флота. С 1929 года, когда к власти пришел Сталин, меры были ужесточены. В 1934 году ответственность за защиту фюрера была возложена на Народный комиссариат внутренних дел (сокращенно НКВД), Министерство внутренних дел Советского Союза.
Сталин был очень похож на Ленина. Он привык ходить, замаскированный под прохожего в своем повседневном плаще и фуражке. От Кремля он мог пройти километр до здания ЦК КПСС или до Большого театра. На этих прогулках его должны были сопровождать чекисты. В 1931 году в Сталина пытался выстрелить Огарёв, офицер столкнулся со Сталиным на улице Ильинка возле Кремля и собирался вытащить пистолет. Охранники Сталина успели предупредить выстрел и арестовали его.
После этого инцидента премьер-министр СССР Вячеслав Молотов издал приказ силовикам: «Товарищу Сталину больше не разрешается ходить по Москве». С этого момента Сталину и другим охраняемым лицам разрешалось передвигаться только в составе роты собственной гвардии, даже на территории Кремля.
Фактически реформу личной охраны Сталина провел Николай Власик, который с 1927 года возглавлял охрану Сталина. Когда Власик впервые приехал на дачу, где жил Сталин, он увидел "полный хаос". Не было ни белья, ни посуды, ни персонала. Из воспоминаний Николая Власика: я стал присылать белье и посуду на дачу, организовывал поставки продуктов из совхоза, который находился рядом с дачей. Я отправил туда повара и уборщицу и установил прямую телефонную связь с Москвой. В 1930-х годах поваров, уборщиц и всех других служащих на даче Сталина и в резиденциях других высокопоставленных большевиков сначала готовили Государственная безопасность.
В 1938 году,перед наступлением Второй мировой войны, Власик продолжал укреплять безопасность Сталина. Власик и четыре его заместителя контролировали огромную систему безопасности, в которую также входили охраняемые частные курортные комплексы на побережье Черного моря, частное предприятие по производству продуктов питания и учебные центры для сотрудников службы безопасности. Власик уделял особое внимание лечению Сталина, который к тому времени уже имел несколько болезней и недугов, особенно в последние годы его жизни. Для высокопоставленных чиновников был создан специальный «кремлевский» лазарет, а позже и собственная больница.
В общей сложности отряд личной безопасности Сталина насчитывал около 200 человек, что обеспечивало эффективную ротацию кадров. Около 30-40 личных телохранителей работали сменами по девять-двенадцать человек в смену, в том числе два водителя - ведущий водитель и дублирующий водитель, которые следовали за ними в автомобиле сопровождения с охранниками. Телохранителям было запрещено разговаривать со Сталиным лично. О связях Сталина со своими охранниками ходит много слухов - от полного игнорирования до приглашения на шахматную партию, но ни один из них не подтвержден.
Власик также разработал концепцию безопасности для путешествий гида. Колонна состояла из нескольких одинаковых лимузинов, которые ехали по разным маршрутам, так что лишь несколько человек знали, в какой машине был Сталин. Кроме того, двойники, замаскированные визажистами под Сталина, скорее всего, использовались, чтобы еще больше запутать возможных нападавших.
Кроме того, Власик использовал метод, которым пользовались телохранители русских царей. Во время поездок Сталина на дачу и обратно охранники стояли по обеим сторонам дороги, чтобы предотвратить возможное нападение. Когда Сталин ехал поездом, перед поездом и позади него были другие поезда с охраной.
Меры Власика оказались эффективными - за время его пребывания на посту начальника службы безопасности Сталина не было совершено ни одного покушения на Сталина - по крайней мере, об этом ничего не известно.