Найти тему
Hipo Platform

Устойчивое искусство: что современные художники делают для экологии

Оглавление

Мы поговорили с американской художницей польского происхождения Басей Гожинска об устойчивом искусстве, о том, как мусор может стать арт-объектом, а также о сложных отношениях человечества с пластиком и нефтью.

Бася Гожинска недавно стала первой женщиной, представившей свою работу на масштабной выставке Terra в Центре мировой культуры имени короля Абдул-Азиза «Итра» в Саудовской Аравии. Это важное событие, призванное обратить внимание общественности на проблемы окружающей среды и изменения климата. Мы попросили Басю поделиться своим видением и рассказать, какой вклад современные художники вносят в борьбу за будущее планеты.

-2

Бася, в чем особенность твоих работ? Почему ты создаешь арт-объекты именно из пластиковых отходов?

Я занимаюсь визуальным искусством и работаю с материалами, которые нахожу на пляже, в лесу, на улице… Пластиковые бутылки, банки, пакеты — из всего этого можно создавать арт-объекты.

В последнее время я стала особенно чувствительной к проблемам экологии, хотя они и так меня беспокоили с раннего детства. Я выросла в семье, где было принято любить, уважать и ценить природу. Мы часто ходили в походы, катались на лыжах, много времени проводили на свежем воздухе. Потом, когда я решила заниматься искусством, мне хотелось создавать арт-объекты из натуральных материалов, и лишь позже, все переосмыслив, я пришла к пластику. Он может быть очень интересным.

Как художник, я ценю то, какой он многогранный: разноцветный, переливающийся, прозрачный или, напротив, плотный… Тут возникает внутренний конфликт: с одной стороны, мне нравится пластик, он бывает красивым. А с другой — это синтетический материал, который не разлагается веками и загрязняет окружающую среду.

-3
Важный для меня вопрос: пластик — это однозначно плохо или все-таки приемлемо? А можно ли использовать его экологично? Сегодня принято считать пластик абсолютным злом, в то время как из этого материала сделано множество необходимых человеку вещей.

Я огляделась и подумала, что в моей студии так много необходимой аппаратуры сделано из пластика: камера, которая дает возможности для самовыражения в фотографии, или компьютер, благодаря которому я создаю фильмы…

Получается, полностью отказаться от пластика в повседневной жизни уже невозможно. Не говоря уже о каких-то более важных потребностях, чем творчество. Например, каждый день в больницах используются медицинские аппараты или пластиковые трубки. С их помощью врачи спасают людям жизни. Не говоря уже об эпидемии ковида, во время которой в десятки раз выросло количество пластиковых отходов. Но, увы, без этого нам было бы еще сложнее справляться с эпидемией.

В некоторых ситуациях жизни людей угрожает именно природа, а технологии помогают им спастись. В то же время достижения прогресса вредят окружающей среде — и люди снова в опасности.

Можно сравнить с пластик с таким мощным ресурсом, как вода. Вода — источник жизни. Но если ее слишком много — начинается наводнение, которое уничтожает все вокруг. То же самое и с синтетическими материалами: без них сложно представить современный мир, но мы уже захлебываемся в тоннах пластика, его стало слишком много. Мои работы призваны привлечь к этому внимание и дать пищу для размышлений. То, что для человечества как будто бы однозначно плохо, в то же время может быть и полезно. И наоборот.

-4

Тебе не кажется, что люди в США и Европе как будто находятся в пузыре? Пока мы сортируем мусор и ходим за покупками с шоперами, население бедных стран думает о том, как удовлетворить свои базовые потребности, и им не до экологии.

Люди, живущие в развитых странах, все больше задумываются о проблемах экологии — и это здорово. Но не нужно забывать, что для этого у них есть ресурсы и возможности. Мы стараемся разделять мусор, использовать многоразовые вещи, у нас есть прекрасные парки и заповедники, которые охраняются государством.

В то же время мы не должны обвинять бедные страны в том, что их население меньше беспокоится об окружающей среде. Это неправильно с точки зрения морали и равенства. Я говорю не только о странах третьего мира. Недавно моя выставка проходила в центре «Итра» в Саудовской Аравии, и я приехала на открытие. Город, построенный посреди пустыни, произвел на меня сильнейшее впечатление.

-5
Пустыня — это символ. Это место, где нет ничего. Выжить там очень сложно. Но благодаря такому ресурсу, как нефть, люди смогли построить в пустыне города. Кстати, очень чистые и комфортные.

И тут мы снова приходим к противоречиям. Современный прогресс сложно представить без нефти. И в то же время она приносит столько вреда всему живому, что людям пора найти какой-то альтернативный, более безопасный ресурс. Поэтому я очень рада, что выставка проходила именно в Саудовской Аравии, ведь эта страна — лидер по добыче нефти.

Я не ученый-эколог, я не рассуждаю о проблемах планеты с научной точки зрения. Я просто художник, который с помощью творчества пытается найти ответы на собственные вопросы. Надеюсь, что люди правильно считывают посыл моих работ.

Я не заявляю: «Пластик и нефть — зло». Хороший пример — инсталляция Rainbow Cave. Это арт-объект в виде пещеры из пластика. Он символизирует нашу постоянную вовлеченность в процесс взаимодействия с этим материалом. Привычные вещи, которые нас окружают, — пластиковые. Мы не можем это отрицать, но и игнорировать проблемы экологии тоже невозможно.

-6

Однако многих людей эти вопросы по-прежнему не волнуют. Может ли искусство действительно что-то изменить к лучшему?

Снова вернусь к рассказу об инсталляции Rainbow Cave. На ее создание меня вдохновила легенда о пещере. Это очень известная аллегорическая притча о пленниках, которые сидели внутри пещеры у костра. Они могли видеть лишь пламя и собственные тени. Но однажды один из узников выбрался на свободу. Поначалу его глаза болели от яркого света, но потом он привык и увидел мир во всей его красе: множество оттенков, трехмерных предметов… Тогда пленник побежал обратно, чтобы рассказать всем о своем открытии. Люди, сутками сидевшие в пещере, не поверили ему, подумали, что человек сошел с ума, и убили его.

К чему я веду? Нам всем порой очень трудно «выбраться из пещеры» и изменить свой образ мышления. Поэтому любые идеи, в том числе и касающиеся экоинициатив, нужно объяснять спокойно, не оказывая давления.

Просто выйти и сказать: «Через 20 лет из-за изменений климата случится глобальная катастрофа» — это неэффективно и воспринимается людьми как громкое заявление, за которым ничего не стоит. Политики так часто делают, однако ученые избегают подобных высказываний.

Думаю, что искусство — прекрасный инструмент воздействия, потому что оно работает на эмоциональном уровне. Глядя на что-то прекрасное, человек открывает свое сердце и становится более эмпатичным. А значит, в его душе могут произойти какие-то значимые изменения.

Более того, цель моих работ — показать другим инициативным людям, что все возможно. Я построила арт-карьеру в буквальном смысле на мусоре, как бы забавно это ни звучало. Да, мне повезло иметь определенные привилегии: я выросла в США, в любящей семье, я училась в колледже. Но тем не менее я была бедным художником, постоянно нуждалась в деньгах, у меня не было средств для создания и продвижения своих работ. И все-таки я считаю, что мне многого удалось достичь, и мне бы хотелось вдохновлять других молодых художников. Ведь одна из целей искусства — давать надежду.

Еще больше материалов читайте на behipo.com