Всегда ли Крестовский был модным местом, когда остров стал спортивной меккой и как он связан с Малевичем – о богатом прошлом острова, на котором разместился наш жилой комплекс «Крестовский IV», – читайте в продолжении цикла статей «Что здесь было раньше?».
Среди многочисленных петербургских островов только три зовутся с большой буквы — Островами: Крестовский, Каменный и Елагин. «Одновременно и город, и сельская местность», наличие «храмоподобных зданий» и близость к центру Петербурга «заставляет вас думать, что, находясь на островах, вы не покинули города» – это не цитата из рекламного проспекта, а мнение французского путешественника маркиза де Кюстина, упомянувшего Острова в своих воспоминаниях в 1830-х годах. Сочетание воды, суши и неба в тихом «пригороде в городе» воспевал поэт Саша Черный, а петербуржцы и гости столицы просто часто отдыхали здесь, сопровождая наслаждение красотами фейерверками, музыкой и шампанским.
Так что здесь было раньше? Отправляемся исследовать местность.
Самый крупный остров — Крестовский, всегда отличался насыщенной общественной жизнью, а несколько авторов отличают «идеальную социальную среду». Первоначально остров принадлежал другу и ближайшему сподвижнику Петра I Александру Меньшикову, в 1714 году перешел к младшей сестре Петра I, Наталье Алексеевне. В 1731 году был пожалован правящей императрицей Анной Иоанновной её фавориту, графу фон Миниху, но со сменой власти менялись и фавориты, так остров перешел графьям Разумовским, близким уже к Елизавете Петровне. В XVIII веке остров представлял собой «дичь и болота», как писал известный русский мемуарист Филипп Вигель, но всё равно место было синонимом слова «отдых». С самого зарождения и по сей день!
Со временем землю начинают скупать под доходные дома, причём встречаются и такие богатые дачники, как виноторговец Корнилий Шитт, но всё же большая часть острова принадлежит всем желающим. Остров неплохо зарабатывал, князья Белосельские-Белозерские (также одни из владельцев земли наряду с великолепным дворцом у Аничкова моста) отмечали весьма внушительные доходы в Городском Кредитном обществе — от аренды дач, и земли под трактиры, продажи сена, торговли на праздниках, доход за зимовку лодок на берегах, на право перевозов… Кстати, с князьями на Острове связана загадочная история: краеведы до сих пор также пытаются найти место нахождения каменной часовни, прошение на постройку которой было получено от княгини Надежды Белосельской-Белозерской. Однако часовня была «так мала, что служения в ней быть не может», и как выглядело строение, неизвестно.
В XIX веке на острове размещались трактиры и парки — «Крестовский остров есть теперь наше самое модное гулянье, особливо по воскресеньям» пишет издатель журнала “Отечественные записки” Павел Свиньин. Здесь располагались площадки, где выступали звезды европейской эстрады. Встречались как элитные, так и спортивные развлечения: голубиные стрельбища, яхт-клуб на Средней Невке и гребные клубы на Крестовке, позже — стадионы.
В 1903 году на Крестовском проходит первый чемпионат по женской борьбе. Мероприятие длилось целый месяц, и вызвало у петербургских обывателей немало пересудов. Участниц называли не иначе как “борчихами”, относились к ним с ехидством и снисхождением, хотя среди девушек были весьма известные спортсменки из России, Германии и Швеции.
Жилой комплекс на Крестовском, 4 соседствует с участком 6-8, который в начале XX века принадлежал князю Дмитрию Бенкендорфу. Штабс-капитан проявил себя одним из активных сторонников движения за образование города «Крестовск» на острове. В то время статус земли был спорным — вроде городское поселение, а вроде княжеская вотчина. Жители боролись за благоустройство и требовали проведения переписи населения. Проект присоединения подписали в 1911 году, несмотря на то, что экономически это Петрограду было не выгодно — налоги от островитян мизерные, а вложения в благоустройство требовались колоссальные.
После революции, с 1920-х весь остров практически превратился в один большой центр спорта, собрав в одном месте таких гигантов как «Динамо», «Нева», «Знамя», а также стадион имени С. М. Кирова. Для возведения стадиона с разных уголков страны приехали строители, которые жили в деревянных бараках в районе Кемской улицы. В 1930-х годов здесь строились жилмассивы, детские сады и школы.
Одним из главных мест досуга местных жителей стал театрализованный ресторан «Крестовский сад» с пристроенной в последствии оранжереей. В его штате числились более 300 артистов, в том числе итальянка Лина Кавальери, наши звезды Анастасия Вяльцева и Надежда Плевицкая.
В 1930 году после уплотнения жилья, в бывшем доме Дмитрия Бенкендорфа поселился известный художник-авангардист Владимир Стерлигов, ученик Казимира Малевича. Он преподавал на месте, на пленэрах и в своей мастерской, продвигая идею, что занятие искусством — это сложная духовно-нравственная работа на всю жизнь, а не развлечение или заработок. Именно во время проживания на Крестовском острове художник открыл новый прибавочный элемент в живописи, который назвал «прямо-кривой». Несколько учеников мастера также добились признания и с теплом вспоминают годы, проведенные на Крестовском, в окружении картин и природы, которая так и просится на холст.
Примечательно здание школы в стиле сталинского ампира — дом 7 по Крестовскому проспекту. Семилетняя школа здесь сменилась женской школой, сейчас же это негосударственная школа имени Каргеля и Бедекера.
Эволюция развития территории совершает круг: богатые деревянные особняки в окружении садов в дореволюционный период продавались купцами для увеличения дохода. Сейчас территория вернулась к своим корням, земля снова распродается под частную застройку, разнообразно и несколько хаотично, без единого плана, покрывая территорию.
Автор: Мария Тычинина
Фотографии: pastvu.com, andcvet.narod.ru, olympic.ru, zvezdaweekly.ru, artchive.ru