Исследование показывает, что укороченная версия гена, известная как GHRd3, могла помочь людям выжить в периоды, когда пищевые ресурсы были ограничены.
Ген рецептора гормона роста GHR играет ключевую роль в ответе организма на гормон роста за счет активации процессов, ведущих к росту. Существует несколько вариантов этого гена. Один из них, GHRd3, появился около 1–2 миллионов лет назад и преобладал у предков современных людей, а также у неандертальцев и денисовцев. Сейчас этот вариант становится все менее распространенным. За последние 30 000 лет среди населения Восточной Азии частота данного аллеля снизилась с 85 % до 15 %. Возникает вопрос: почему он резко потерял популярность у эволюции?
Ученые предположили, что GHRd3 давал преимущество при длительных периодах голода, то есть на протяжении большей части истории человечества. Даже в современных реалиях этот вариант гена связан с лучшими показателями жизненных функций в группе детей, которые пережили период серьезного недоедания. В последние 50 000 лет технологические и культурные достижения позволили стабилизировать доступ человека к пищевым ресурсам, в результате GHRd3 перестал быть полезным.
Несмотря на то, что эта уникальная делеция широко распространена среди людей, она пока не обнаружена ни у одного из видов животных, что затрудняло ее изучение. Технология редактирования генома позволила исследователям обойти это препятствие, создав укороченную версию гена GHR у мышей.
Выяснилось, что самцы мышей с аналогом GHRd3 на низкокалорийной диете в возрасте двух месяцев имеют меньший размер, чем их собратья с «нормальным» вариантом гена. Эта особенность может быть полезна в голодные времена, поскольку особи с меньшим размером тела нуждаются в меньшем количестве пищи. Интересно, что связи между размерами тела самок мышей и вариантами гена GHR выявлено не было. Самки, как правило, имеют меньший размер тела, поэтому могли бы пострадать от еще большей потери массы. Таким образом, GHRd3 — это уникальный пример того, как влияние аллеля на фенотип носителя зависит от пола.