Ещё в далёком 2002 году, компания из Индии KK Plastic Waste Managment Ltd запатентовала технологию переработки пластиковых отходов в материал для создания дорожного покрытия. Индусам удалось создать смесь, которая замещает до 8% битума в составе асфальтобетонной смеси.
После успешного применения, технология была освоена в Великобритании, Канаде, Нидерландах, и даже в России. В нашей стране разработкой полимерных материалов для дорог занимается Роснано. Планировалось, что «пластиковые» дороги должны были появиться в Москве, Татарстане и Рязанской области. Но идея так и осталась на стадии разработки, поскольку для применения данного покрытия нужно менять существующие ГОСТы, СНИПы и прочее.
Но это не стало помехой для компании «СИБУР», которые используют собственные наработки, улучшая качество покрытия, с помощью пластиковых добавок.
Создание дорог из пластика
- Сбор, сортировка и очистка пластиковых отходов.
- Измельчение.
- Добавление измельчённого пластика в битумную смесь.
- Нагрев смеси и нанесение на заполнитель.
- Обработка битумом.
- Дополнительное добавление пластика в смесь для улучшения сцепления с поверхностью.
- Укладка получившейся смеси классическим способом.
Однако, удивили голландцы: местная компания VolkerWessels создала пустотелые плиты из пластика, которые будут укладываться вместо стандартных асфальтовых дорог на подушку из уплотнённого песка. В плиту предполагается монтировать кабели, систему обогрева и отводы для воды.
Одним из плюсов подобных пластиковых дорожных плит является быстрый монтаж.
Правда, российские чиновники «забрили» идею использования плит из-за наших климатических условий. Если подобные дороги и будут монтироваться, то только для пешеходных дорожек.
Плюсы пластикового дорожного покрытия
- Увеличенная прочность, а значит, и срок эксплуатации (соответственно, такие дороги не так часто нуждаются в «ямочном» ремонте).
- Высокая водостойкость.
- Высокие эксплуатационные характеристики в температурном диапазоне от -40 до +80 ºС.
- Покрытие почти не деформируется, отсутствует колея.
- Минимум трещин.
Минусы
Естественно, при множестве плюсов есть и множество минусов:
- Цена на «пластиковую» дорогу выше, чем на асфальтобетонное покрытие
- Покрытие начнёт портиться при очень высоких температурах (конечно, так можно сказать про любое покрытие, так что минус довольно спорный).
- Отсутствие нормативной базы для повсеместного внедрения покрытия. Ещё можно добавить, что в России довольно небольшое количество заводов по переработке пластиковых отходов. Поэтому нужно решать проблему комплексно: налаживать систему сбора пластика, строить заводы, прорабатывать ГОСТы.
Выводы
«Пластиковая дорога» звучит довольно перспективно. Только представьте: горы пластикового мусора перерабатываются, а из них строятся шикарные дороги, которые практически не разрушаются, быстро монтируются и не «стаивают» вместе со снегом. С другой стороны, пока дорожные «короли» получают миллиарды на тендерах по ремонту и обслуживанию дорог, качественное дорожное покрытие появится нескоро.