С некоторых пор главным символом Белгорода стал памятник князю Владимиру Великому, крестителю Руси, в язычестве — Красно Солнышко. Он был открыт 4 августа 1998 года, в канун 55 годовщины освобождения в 1943 году Белгорода Красной Армией и в 1010 годовщину крещения Руси князем Владимиром в 988 году.
Князь Владимир
Памятник работы народного художника России Вячеслава Клыкова представляет собой величественный монумент, князь Владимир стоит на склоне исторической Тавровой (Харьковской) горы, под которой течёт река Везеница, и осеняет крестом в правой руке лежащий перед ним в низине Белгород, его левая рука опирается на щит, которым он как бы защищает город. Со смотровой площадки у памятника открывается прекрасный вид на Белгород, он никого не оставляет равнодушным.
Это крупнейший памятник в Белгороде и крупней в мире памятник князю Владимиру: его высота с постаментом составляет 22,5 метров, несомненна его художественная ценность. Князь Владимир стал главным украшением города, его обязательно показывают всем туристам, он непременный объект для фотографов, присутствует на выставках, буклетах и сувенирах о Белгороде, но практически отсутствует в информационном поле Белгорода, и в прессе и в прозе.
Официальная позиция городских властей выражается, пожалуй, в программных материалах белгородской прессы, её повторяет, в частности, Википедия: «Князь Владимир условно считается основателем Белгорода, хотя документальных подтверждений этому нет». Но что такое «документальные подтверждения»? - этот вопрос остаётся без ответа.
«Условным основателем» города князь Владимир стал с подачи местной научной исторической общественности, и стал, по сути дела, замалчиваться. Вот характерное мнение одного нашего историка, вырвавшееся в минуту откровенности: «Да пофиг всем твой памятник. Стоит — и ладно. От него вид красивый... про Шмелёва, сочинителя твоих сказок, все давно забыли».
Вы правда историки?
Историки (!) хотят забыть свою собственную историю, что Белгород приобрёл великолепный памятник князю Владимиру Великому /Красно Солнышко/ благодаря инициативе и энергии краеведа Юрия Шмелёва, инициировавшего празднование 1000-летнего юбилея Белгорода в 1995 году от летописного «града Белъ». «Благодарное потомство» старательно вымарывает из нашей памяти причину появления в городе памятника князю Владимиру, краеведа Шмелёва, - вот как после этого относиться к нашим историкам, безотносительно даже к оценке исторических изысканий Почётного гражданина Белгорода Юрия Шмелёва?
«Научную» оценку краеведу Шмелёву даёт историк А.И. Раздорский из Российской национальной библиотеки г. Санкт-Петербурга в своём «письме в редакцию» по поводу "1000-летия" г. Белгорода. Других научных откликов я не нашёл, эта столичная экспертиза и служит, видимо, «темником» для белгородских историков.
«Полагаю, что многие специалисты, занимающиеся древнерусской тематикой, были немало удивлены, когда в 1995 г. в Белгороде состоялись торжественные мероприятия, посвященные 1000-летию со времени основания города. «Автором» этого юбилея выступил белгородский краевед Ю.Н. Шмелев», - начинает своё письмо Раздорский, и... обрушивается на книгу Шмелёва «Тайны Белгородского треугольника», которая к празднованию 1000-летия Белгорода не имеет никакого отношения, то есть начинает с откровенного подлога, и даёт этим себе законченную характеристику. «Тайны...» Шмелёва — это совсем другая история.
Сразу заявляется и «научная» стратегия — объявить «автором» 1000-летнего юбилея Белгорода одного краеведа Юрия Шмелёва, потом дискредитировать его как «дилетанта-любителя», а вместе с ним — и юбилей, и все его приобретения для города. Наши историки, как дети, выбирают себе удобного обидчика — краеведа Шмелёва, и приписывают ему все свои беды.
Явка с повинной
Однако в конце письма «научная объективность» берёт несколько своё (или понимание, что вымарать историю полностью ещё никому не удавалось), и Раздорский делает всё-таки признание, которое не услышишь от местных историков: «Почему же, несмотря на полную бездоказательность, стало возможным празднование «1000-летия» Белгорода? Очень существенное, быть может, решающее значение имели направленные руководству Белгородской области письма Б.А. Рыбакова и Д.С. Лихачева, в которых они высказали свои суждения относительно времени возникновения Белгорода.
Д.С. Лихачев, в своем письме заместителю главы Администрации Белгородской области Н.В.Смоленскому от 02.06.1992 отметил, что «считать датой основания Белгорода 993 год есть все основания». Мнение Б.А. Рыбакова и Д.С. Лихачева о времени основания Белгорода были поддержаны Отделением истории РАН, о чем уведомил в своих письмах... заместитель академика-секретаря Отделения истории РАН В.А. Куманев. Он же предложил отметить юбилей Белгорода в 1995 г., а 1993 и 1994 гг. сделать «подготовительным временем для будущих торжеств».
Не стыдно судить
Так вдруг выясняется, что многие специалисты, даже академики, занимающиеся древнерусской тематикой, поддержали исследования краеведа Шмелёва, и это имело «решающее значение», то есть они тоже являются «авторами юбилея». А историк Раздорский — автором пасквиля. Как же он выходит из этого незавидного положения? Очень просто, опять по-детски: объявляет академиков безответственными людьми, подверженными влиянию:
«Трудно сказать, что побудило уважаемых академиков (никогда, к слову, специально не занимавшихся изучением истории Белгорода), а вслед за ними - заместителя академика-секретаря Отделения истории РАН по сути дела одобрить выводы Ю.Н. Шмелева. Возможно, у них не нашлось времени детально разобраться в сути вопроса или же они просто не сочли нужным вступать в полемику с чрезвычайно настойчивым в своих домогательствах краеведом - судить не берусь».
Хотя судить Раздорский «не берётся», но судит: академиков обвиняет в халатности и небрежности, а Шмелёва — в настойчивых домогательствах сразу к двум академикам, увенчавшихся полным успехом. Просто стыдно читать такую «научную аргументацию», но именно она является фундаментом критического ниспровержения 1000-летного юбилея Белгорода и объявления князя Владимира «условным основателем» Белгорода. И навешивает празднеству, организованному белгородскими властями, ярлык «липового юбилея», которого они, видимо, до сих пор стесняются.
Историки и власть
«Инициатива Ю.Н. Шмелева встретила поддержку белгородских властей. Исходя из того, что юбилеи дело полезное, белгородская администрация решила, очевидно, отмечать их как можно чаще и пошла на празднование 1000-летия города. Остается только сожалеть, что средства из областного бюджета были истрачены на празднование «липовых» юбилеев», - крокодиловы слёзы Раздорского по «областному бюджету» здесь липовые: юбилей праздновался по распоряжению тогдашнего премьера Виктора Черномырдина, а значит финансирование было федеральное, опять подлог. Для области это мероприятие было непосильной ношей.
Вот такая «липовая история» у Раздорского и К получилась, с липовым документальным подтверждением. Представленные самим Раздорским в конце его письма документы говорят, что соавторами достижений краеведа Юрия Шмелёва являются академики по древнерусской тематике Д.С. Лихачёв, Б.А. Рыбаков и всё Отделение истории РАН, а кто такой историк Раздорский с группой единомышленников, они по какой тематике?
На берегу Донца пустом
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел...
Как селезень за уткой летел.
- Град Белъ здесь будет заложён,
Отсель грозить хазарам будем,
Отсель положим мы конец
Набегам их кровавым, буйным.
Град Белъ грозой хазарам станет:
На белых кручах этих мест
Не скроется набег от нас,
Предстанет всё для нас окрест! -
И князь Владимир крест сложил,
И Белую гору перекрестил.
И вот с тех пор, уж сколько лет,
Красно Солнышко взойдёт -
Белый город расцветёт,
Ночка тёмная придёт -
Белый город весь замрёт.
Ё моё...
Виктор Каменев
13.10.2021