Письма Генриха VIII были случайно обнаружены в секретных архивах Ватикана в 1951 году, после того как они были абсолютно недоступны на протяжении более 70 лет. Единственный, кто имел доступ к архиву на протяжении этих десятилетий - Папа Римский. Обнародован еще один пример жестокости самого жестокого короля Европы за последние пять веков.
В марте 1951 года в секретных архивах Ватикана было сделано сенсационное открытие: 17 писем с автографами Генриха VIII, в которых политика и религия, на этот раз, были в стороне. Из них наиболее важными и необычными были те, в которых король Англии щедро выражал всю свою любовь, письменно обращаясь к своим несчастным женам. Тем самым, с которыми он так жестоко обращался, игнорировал и даже казнил, чтобы положить конец их королевской жизни столь трагическим способом.
Принимая во внимание, что мы говорим об одном из величайших обидчиках среди всех европейских монархов последних пяти столетий и, любого другого политического лидера, эти послания, полные помпезности и ложной привязанности, сегодня кажутся нам вдвойне извращенными и жестокими. Письмо следующего содержания написал Генрих Анне Болейн за три года до того, как приказал обезглавить её, ради свадьбы с новой возлюбленной:
«Я провел целый год раненный стрелами любви и не зная, найду ли я место в вашем сердце и привязанность ко мне, что, в конечном счете, мешало мне до сих пор называть вас своей возлюбленной. Если вы любите меня только обычной любовью, это имя вам не подходит, потому что оно означает особую любовь, подобную моей, которая далеко не обычна».
Архивы Ватикана были герметично закрыты более семидесяти лет не только для научных исследователей, но и для высших властей Святого Престола. В качестве исключения только очень небольшое количество людей из государственного секретариата и строго ограниченного числа церковных лидеров могли в особых и очень оправданных случаях попасть внутрь. Фактически, Папа Лев XIII, который всегда был готов способствовать историческим исследованиям, согласился на просьбу некоторых известных историков и ученых в конце 19 века и приказал предоставить им доступ к секретным документам. Отмена вето вызвала удивление и критику, но верховный понтифик немедленно уладил их следующим комментарием:
«История есть история, и никто не сможет ее изменить. Церкви нечего бояться. Напротив, она многое выиграет, потому что так многие легенды, придуманные её врагами, будут развеяны».
Генрих VIII жестокий
Больше всего от этого специального разрешения выиграл австрийский историк Людвиг фон Пастор, написавший свою монументальную «Историю церкви». Гигантское эссе, на которое у него ушло более тридцати лет работы и кропотливых исследований в огромных архивах Ватикана. Несмотря на это, ему не посчастливилось найти эти письма Генриха VIII. Удачливым оказался Генри Сэвидж, который в течение многих лет работал над историей отношений между Англией и Святым Престолом. Этот также выдающийся историк получил от Пия XII разрешение на доступ к документам, относящимся к периоду 15 и 16 веков ... и там, среди миллиона других драгоценнейших документов, были потеряны и забыты любовные письма великого (в своем роде) монарха.
ABC заявила, сообщая об открытии:
«Трудно объяснить, почему личный эпистолярий интимного содержания одного из величайших врагов католической церкви был обнаружен в архиве Святого Престола и почему Католическая церковь на протяжении веков не пожелала использовать их в своих целях. Как они исчезли из рук монарха? Кто сегодня может ответить на этот вопрос? И когда они попали в Рим? До смерти короля или уже после? На этот вопрос тоже никто не смог дать однозначного ответа. Более чем вероятно, что это произошло уже после кончины монарха, потому что, если бы Генрих VIII узнал, что кто-то из его подданных допустил, чтобы письма личного содержания попали в Ватикан - у лондонского палача было бы много работы».
Эта газета ссылалась на преступления, совершенные против тех же жен, которым были адресованы любовные письма, особенно те, которые он посвятил Анне Болейн и которые были опубликованы в 2016 году издательством Confluencias.
Своей второй жене Генрих писал следующие строки:
«Расстояние, которое мы поддерживаем, увеличивает пыл нашей любви, по крайней мере, с моей стороны. Я надеюсь, что то же самое произойдет и с вашим. Уверяю вас, что боль вашего отсутствия уже настолько велика для меня, что когда она усилится, она станет невыносимой, хотя у меня есть твердая надежда сохранить вашу вечную привязанность ко мне».
Трагическая судьба Анны Болейн
Кто мог тогда предположить, что спустя всего три года после этих, полных любви и страсти слов, он напишет четкую инструкцию о том, как он желает, чтобы она была казнена... После сфальсифицированного судебного процесса и ложного обвинения в «прелюбодеянии и государственной измене», верноподданные короля все подготовили, утверждая, что Болейн имела сексуальные отношения с несколькими придворными мужчинами, включая её собственного брата. Приговор нигде не получил поддержки, потому что все причастные к делу отрицали обвинения, несмотря на давление, которому они подвергались. Только один из предполагаемых любовников королевы - один из музыкантов на ее службе, Марк Смитон - в конечном итоге признал, чего хотел монарх, хотя большинство историков убеждены, что признание было получено под пытками.
Целью Генриха VIII было избавиться от своей жены, как он сделал со своей первой женой, Екатериной Арагонской. А позже, как покажет история и с большинством других из четырех, которые у него были, и которым он также писал любовные письма в этом макиавеллиевском порыве, на котором все и заканчивалось. Жены становились жертвами террора, вызванного честолюбием монарха. Из 17 писем восемь написаны по-французски, девять - по-английски, и из них шесть адресованы Болейн.
В одном из писем к Анне Болейн Генрих VIII, снедаемый любовью и страстью пишет:
«После моего ухода от вас мне сказали, что ваше отношение ко мне полностью изменилось и что вы не вернетесь ко двору ни со своей матерью или каким-либо иным образом. Если это правда, это не может не удивить меня, потому что я уверен, что не сделал ничего, чтобы вас обидеть. Кажется, это очень плохая плата за ту огромную любовь, которую я испытываю к вам, чтобы держать меня на расстоянии».
Строки эти легли на бумагу за несколько лет до того, как смертная казнь была приведена в исполнение. Поражает как можно было так писать любимому человеку, а затем хладнокровно и обдуманно отправить на смерть? Последние строки были составлены после того, как Болейн оставила двор, в результате окружающих её слухов, которые начали распространяться из-за очевидного влечения Генриха VIII к ней и скандала, который разразился в период его брака с Екатериной Арагонской. Генрих VIII отправил письма к месту её пребывания в город Хевер в графстве Кент. Вскоре король пожалел о своей резкости и попытался убедить ее вернуться, но прошло немало времени, прежде чем он смог ее убедить.
Другие любовные письма
Это был не единственный раз, когда Генрих поступал так. Были и другие послания, наполненные такой же страстью, адресованные к Екатерине Арагонской, младшей дочери католических монархов, от которой он отрекся вскоре после женитьбы, подозревая, что она не может подарить короне наследника мужского пола. Вся эта любовь, равно как и письма к ней исчезли, и он, не колеблясь, разорвал отношения с Римом и католической церковью, потому что Папа не разрешил ему развестись, чтобы жениться на Болейн. Эпизод этот, послужил основанием для возникновения англиканской церкви, навсегда изменивший историю Англии.
То же самое произошло с Анной Клевской, чей брак был аннулирован всего через шесть месяцев после его заключения, что не представляло для монарха никаких проблем. К этому моменту у любвеобильного монарха, уже имелась замена на роль следующей недолговечной королевы - Екатерина Говард. Однако ее также обезглавили всего через два года после того, как он отправлял ей любовные письма, полные нежности и страсти. Причиной тому послужило то, что король узнал о любовных похождениях супруги до и после королевского брака.
ABC в 1951 году объясняет:
«Обнаружение этих писем именно в Ватикане демонстрируют присутствие католической церкви в Англии даже после раскола. Кроме того, Генрих VIII был не совсем таким, как его отражают история и легенды. Ценность и историческое значение этих посланий заключается именно в страсти Генриха VIII, который, венчая страсть женитьбой, объявляет о готовности ради своей цели преодолеть все препятствия и создать англиканскую церковь. Это драгоценное откровение подтверждает, что раскол был обусловлен желанием жениться на Анне Болейн, которую в одном из писем он описывает «не только королевой, но и всем, чем женщина может быть для мужчины: любовницей и самым доверенным лицом».
Сколько еще тайн истории скрывают от нас бесценные документы, не так давно ставшие доступными для исследований? Сколько нового и неизведанного суждено нам еще узнать...
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал. Помните, я пишу только для вас.