Найти тему
Коллекцiонеръ Клуб

АУКЦИОНЫ: ИСТОРИЯ, ГЕОГРАФИЯ, ОСОБЕННОСТИ

На глобальном арт-рынке есть два вида игроков. Первые – это дилеры и частные галереи, вторые – аукционные дома. Данный бизнес весьма и весьма консервативен и даже сегодня, когда и галереи, и аукционы начинают существовать онлайн, он сохраняет имидж элитарности.

По сей день эта область экономической деятельности никак не регулируется, руководствуясь выработанными за века нормами. Аукционы предметов искусства и коллекционирования самая известная в обществе часть арт-бизнеса. Некоторые торги ведущих аукционных брендов становятся информационными поводами для новостных репортажей по всему миру. Магическая смесь азарта и высокой культуры, рекордных достижений в финансовой и интеллектуальной сфере с драматургией высококлассного шоу, ставят знаковые аукционы в информационном потоке на одну ступень с Формулой-1 и яркими театральными премьерами. 

В мире существует несколько типов аукционных продаж. Самые известные – это английский аукцион на повышение и голландский аукцион на понижение ставок. Практически все аукционы в арт-сегменте организованы по английскому типу. Это обусловлено многими факторами. Прежде всего, большую роль сыграл исторический аспект. Но далеко не последнее значение здесь имеют и психологические причины. Английские торги называют "шумными" и "долгими". В них большую роль играет страсть и эмоции спортивной состязательности. Голландские торги "тихие" и "быстрые", в них требуется сдержанная концентрация и молниеносность реакции. Этот тип аукциона используют при продаже "скоропортящегося" товара, например, на цветочной бирже в Нидерландах или на рыбном рынке в Японии.

ИСТОРИЯ АУКЦИОННОЙ ТОРГОВЛИ ПРЕДМЕТАМИ ИСКУССТВА И АНТИКВАРИАТА.

Аукционы, как известно, совершались еще в древнем Риме. А в настоящее время масса европейских аукционных домов являются старейшими коммерческими компаниями в мире. Их многовековая история сама по себе уже является источником для изучения мирового искусства. Достаточно только упомянуть, что Стокгольмский аукционный дом, крупнейший в Швеции, был основан в 1674 году. Лидеры художественного рынка, известные всем Кристис, Сотбис, Бонхамс, Доротеум и Филипс были образованы в XVIII веке. 

Почему тогда? Дело в том, что именно в этом столетии небывалых размеров достигла культура чрезмерной роскоши. Большинство представителей аристократии, основных потребителей искусства, начали жить не по средствам, тратя неразумно много на туалеты, драгоценности, вина и деликатесы. Мотовство и культ игры приводили к разорениям, а, следовательно, и к распродажам семейных гнезд. Именно аукционная торговля позволяла в необходимые кратчайшие сроки решать проблемы с кредиторами, превращая в деньги дворянское имущество. 

Одновременно эпоха Просвещения сделала невероятно популярным коллекционирование. Тогда это было в основном "кабинетное" и библиотечное собирательство нумизматики, гравюр, книг и минералов. Поэтому возникавшие в это время Аукционные дома специализировались прежде всего на продаже книг и гравюры. Коллекционирование живописи пока немного отставало, но постепенно завоевывало рынок, спровоцировав во второй половине XVIII века рождение такого направления общественной мысли как художественная критика. Тогда же в Лондоне были основаны аукционные дома Сотбис (1744) и Кристис (1766). Джеймс Кристи, бывший морской офицер, обладающий хорошими связями в аристократической среде, начал свой антикварный бизнес очень успешно. Он оказывал услуги не только членам английской королевской семьи, но и русской императрице Екатерине Великой. Продавцу книг Сэмюэлю Бейкеру, основателю Сотбис, первому пришла идея напечатать каталог распродаваемых произведений с фиксированными ценами. Этим глобальным гигантам и сегодня, принадлежит суммарно 46% мирового рынка всех аукционных продаж. 

Арт-бизнес особенно оживился после Великой французской революции. Тогда британская аристократия, как самая платежеспособная, начала спешно скупать имущество дворян Франции, закончивших свою жизнь на гильотине или чудом спасшихся от нее. Вот почему успешный продавец гравюр Томас Додд и книжный антиквар Бонхам основали свой аукционный дом в разгар якобинского террора в 1793 году. А в 1796 году Гарри Филлипс работавший на Кристис решил открыть собственное предприятие, особую известность которому принесли распродажи живописи из личного имущества казненной королевы Марии Антуанетты. Бонхам и Филипс по сей день в мировом рейтинге универсальных аукционных домов следуют за своими "старшими английскими братьями" Кристис и Сотбис. Эти четыре гиганта впоследствии захватили мировой рынок аукционной торговли предметами искусства и антиквариата, став сегодня глобальными лидерами с колоссальным оборотом.

В июле 1957 года лондонский аукцион "Сотбис" продал коллекцию голландского банкира Вильяма Вайнберга. Фото ULLSTEIN BILD / sothebys.com.
В июле 1957 года лондонский аукцион "Сотбис" продал коллекцию голландского банкира Вильяма Вайнберга. Фото ULLSTEIN BILD / sothebys.com.

Возвращаясь к истории развития аукционной торговли искусством, отметим, что Великая французская революция дала толчок к бурному развитию художественного рынка Европы, но глобальность он начал приобретать с середины XIX века. Революционные движения 1848-1849 годов, романтично названные "Весной народов", и промышленная революция, приведшая к утверждению капитализма в качестве господствующей системы мирового хозяйства, спровоцировали тектонические изменения структуры общества. Если в конце XVIII века на рынок выплеснулось имущество французской аристократии, то со второй половины XIX века разорение пришло в дома высшего общества по всей Европе. Началась "эпоха великих распродаж". Старые дворянские семьи массово расставались с предметами искусства, а покупателями этих сокровищ стали представители новой заокеанской элиты. В 1852 году в Париже был основан крупнейший французский аукционный дом Друо, начавший свою деятельность с распродажи имущества последнего короля Франции Луи-Филиппа I. В конце XIX века рынок антиквариата стал приобретать глобальность. Лидером по "потреблению" предметов искусства, продаваемого в том числе и через аукционы, по сей день остаются Соединенные Штаты Америки. 

Первая половина ХХ века ознаменовалось значительным кризисом в арт-бизнесе и соответственно в аукционной торговле предметами искусства и антиквариата. Катастрофически упал спрос. Первая мировая война стала потрясением цивилизационного масштаба. Распад европейских империй, экономический кризис, очередная волна разорений, растерянность и разочарование элит – все это привело к тому, что предложение значительно превысило спрос. Арт-бизнес очень долго восстанавливался и приходил в себя. В 1920-х – начале 1930-х годов буквально хлынули национализированные сокровища русского императорского дома и аристократии. Большевикам были необходимы средства на восстановление экономики и индустриализацию. Но не только избыточное предложение обрушало цены. Интересный феномен, покупателей останавливало сомнительное происхождение этих произведений. Арт-рынок очень чувствителен к такому моменту как содержание позиции "провенанс" в каталожном описании. Как бы не были прекрасны продаваемые вещи, какой бы "вкусной" не была их цена, покупатель не спешил, потому что не хватало уверенности в юридической чистоте сделки, в том, что бывшие владельцы не захотят предъявить свои права. 

С приходом к власти нацистов начались гонения на иудейское население в Германии, которое в последствие превратилось в трагедию холокоста. Арт-рынок теперь был наводнен произведениями из еврейских собраний. А еще были великая депрессия в США и Вторая мировая война. Последствия этих глобальных потрясений для арт-рынка актуальны и по сей день. Например, в банковских ячейках швейцарских банков хранятся многие художественные сокровища, включая и несколько яиц Фаберже. Они, возможно, навсегда утратили своих владельцев, ведь были истреблены целые кланы. Многие произведения до сих пор находятся в розыске. Даже сейчас время от времени можно слышать о том, что в той или иной коллекции удалось обнаружить похищенные или конфискованные нацистами вещи, которые разными способами удается вернуть потомкам законных владельцев. О стабилизации арт-рынка ХХ века можно говорить только с начала 50-х годов. Со второй половины прошлого века начался непрерывный рост объемов аукционных продаж в сфере искусства. В последней трети ХХ века к глобальному арт-рынку присоединились новые игроки: арабский регион и юго-восточная Азия. Начало ХХI века глобальный арт-рынок почти на треть стал китайским, но нельзя не упомянуть о русском феномене начала 2000-х годов. Небывалый взлет спроса на русских мастеров у покупателей российского происхождения спровоцировал не только частичную ориентацию старых аукционных домов на наш регион, но даже к возникновению в Великобритании аукционного дома МакДугалс, специализирующегося исключительно на русском и советском изобразительном искусстве. Но нельзя составить себе картину представления о "русском" аукционном арт-бизнесе без взгляда на карту мира.

ГЕОГРАФИЯ АУКЦИОННОЙ ТОРГОВЛИ.

Европа

Наиболее важен для нас европейский регион, поскольку именно он наибольшим образом связан с арт-рынком России. География аукционной торговли Старого света локализована в нескольких европейских городах и странах. 

В Великобритании это Лондон. Там находятся головные офисы упомянутых выше флагманов: Кристис (Christie's), Сотбис (Sotheby's), Филлипс (Phillips), Бонхамс (Bonhams). Здесь же располагается значимый для нас МакДугалс (MacDougall’s). Помимо этого, почти во всех крупных городах Туманного Альбиона действует масса местных аукционных домов. Тема торгов с молотка там столь популярна, что даже породила несколько телевизионных шоу, где герои консультируются у экспертов, участвуют в локальных торгах и пытаются угадать итоговую стоимость разных предметов. 

Франция, а именно Париж – еще одна Мекка аукционного бизнеса. Здесь есть офисы многих глобальных игроков, а также большого количества французских аукционных домов, главные из которых Таян (Tajan) и Друо (Drouot). Хочется так же упомянуть Леклер (Leclere). Он достаточно молод, но уже вошел в число 10 крупнейших во Франции. Леклер интересен нам тем, что очень активно развивает русское направление. 

В Вене, бывшей столице Австро-Венгерской империи, расположена штаб-квартира универсального аукционного дома Доротеум (Dorotheum). Он проводит по 700 торгов ежегодно, имея представительства в Мюнхене, Дюссельдорфе, Милане, Риме, Праге, Брюсселе и Лондоне. 

В Швеции три национальных аукционных дома с многовековыми традициями. Первый – Буковскис (Bukowskis), основанный в 1870 году. Он приобрел всемирную славу, осуществляя распродажи королевских коллекций. Этот аукционный дом и сейчас является лидером в странах Скандинавии. Отделение Буковскис в Хельсинки очень тесно сотрудничает с клиентами из России. Буковскис также имеет представительства в Лондоне и Нью-Йорке. Второй – это уже упомянутый старейший в мире Стокгольмский аукционный дом. Он работает только в Швеции, но привлекает покупателей со всего мира, а также ежегодно проводит специализированные русские торги. Третий – аукционный дом Упсала (Uppsala). Этот бренд появился в 1731 году и сейчас так же активно сотрудничает с клиентами из России.

Международный аукцион с участием произведений запрещенного авангарда в Galerie Fischer, Люцерн, Швейцария, 1939.
Международный аукцион с участием произведений запрещенного авангарда в Galerie Fischer, Люцерн, Швейцария, 1939.

Швейцария всегда была одним из мировых центров торговли произведениями искусства, этому способствовали знаменитая банковская система, географическое положение в самом центре Европы, нейтральный статус государства, удобная правовая база и другие факторы. Здесь всегда была отличная инфраструктура для арт-рынка. Аукционные дома концентрируются в основном в Цюрихе и Женеве. Один из ведущих аукционных домов Швейцарии Коллер (Koller), открывший иностранные представительства в Москве, Шанхае, Пекине, Мюнхене, Дюссельдорфе и других городах. Еще один известный швейцарский аукционный дом – Шулер (Schuler). Швейцария знаменита узкоспециализированными аукционными домами. Здесь, как известно, один из центров мировой нумизматики, что не удивительно. Нельзя не упомянуть аукционный дом Синкона (Sincona), который продает с молотка нумизматику, бонистику и фалеристику клиентам со всего мира. Компания очень ориентирована на русских покупателей, ведь этот вид коллекционирования особенно популярен в нашей стране. Почти во всех каталогах Синконы можно встретить редчайшие образцы отечественных монет и медалей, а также они проводят специальные русские торги. Филателистам всего мира, несомненно, известны аукционные дома Коринфила (Corinphilа) и Шварценбах (Schwarzenbach). Швейцария – это не только банковская система, но и часы, именно там предпочитают проводить специализированные часовые торги мировые гиганты. Там же есть несколько швейцарских аукционных домов, специализирующихся на продаже часов и всего, что с ними связано. Один из таких домов – Инайхен (Ineichen).

В Германии много универсальных аукционных домов. Здесь большой рынок живописи, антиквариата, произведений немецких ювелиров и златокузнецов. Но один из крупнейших аукционных домов, вышедших на интернациональный уровень, специализируется на нумизматике. Это Кюнкер (Künker), штаб-квартира которого располагается в Оснабрюке. Этот маленький городок популярен у нумизматов. С XVII века коллекционирование монет и медалей было очень популярно в германских землях.

В Испании основным центром аукционной торговли является Мадрид. На национальном уровне здесь лидируют универсальные дома Дюран (Duran), Гоя (Goya), Алкала (Alcala) и Абаларте (Abalarte).

Несомненно, богатейший выбор для любителей античной древности, классического искусства, антиквариата, предметов дизайна и декоративно-прикладного искусства новейшего времени предоставляют аукционные дома Италии, которые располагаются в Риме, Флоренции, Милане, Палермо. Упомянем только ДАМС (DAMC), Аркадия (Arcadia) и Финарте (Finarte), а также Бертолами (Bertolami). Последний имеет представительства в Монако.  Отдельно нужно отметить, что Монако –  один из центров мирового арт-бизнеса, поскольку это традиционное место притяжения денег и азарта. Крупнейшие аукционные дома Европы имеют здесь представительства.

Америка и Азия

США – самый крупный потребитель изобразительного искусства, предметов коллекционирования и антиквариата. Нью Йорк, а именно Манхэттен – крупнейший аукционный центр США и мира. Здесь представлены все мировые бренды. Также крупные торги проходят в Майами и Лос-Анджелесе. 

Азиатский арт-рынок сконцентрирован в Китае, в материковом и островном. Один из центров глобального аукционного бизнеса – это Гонконг. Он стал таковым задолго до того, как Китай вырвался в тройку лидеров. Связано это было не только с тем, что город был финансовым центром Азии, но с тем, что он до недавнего времени находился под юрисдикцией Великобритании. Английским аукционным брендам было очень удобно открывать офисы именно здесь. В Шанхае и Пекине совершаются многомиллионные продажи с молотка, но эти города больше ориентированы на внутренний рынок, где пользуется спросом традиционная китайская живопись, каллиграфия и декоративно-прикладное искусство Поднебесной. Три крупнейших аукционных дома Китая входят в мировую десятку – это Поли (Poly), Бейжин Коунсл (Beijing Council) и Чайна Гардиан (China Guardian).

ЭКОНОМИКА МИРОВОЙ АУКЦИОННОЙ ТОРГОВЛИ.

Для понимания того, что сегодня представляет аукционная торговля в сфере искусства, обратимся к актуальным статистическим данным. Судить о глобальных достижениях и тенденциях развития арт-бизнеса помогает компания Аrts Еconomics, основателем которой стала Клэр МакЭндрю, ведущий макроэкономист в области арт-бизнеса. С 2017 года Аrts Еconomics выпускает свои аналитические отчеты под эгидой Art Basel & UBS. Это не единственная аналитическая компания в сфере рынка искусства. Есть еще ArtTactic, Artnet и другие. Но отчеты Аrts Еconomics многими признаются эталонными, так что в настоящей статье используются эти данные. 

По последним данным в мире действуют примерно 310 810 игрока арт-рынка, из которых 14 230 аукционных дома. Эти цифры неуклонно растут. В Европе и США лидируют галереи и частные дилеры, сохраняя тенденцию к росту, а вот в Китае наоборот, усиливается доля аукционных домов. Стоит учитывать, что деятельность аукционов абсолютно прозрачна, а дилерский бизнес закрыт. С одной стороны, китайская статистика показывает, что дилерский бизнес в Поднебесной, выражаясь образно, может быть затушеван достаточно интенсивно. Но с другой, китайцы известны как очень азартная нация, видимо поэтому их более привлекает совершать покупки с молотка, ведь драматургия аукционной торговли позволяет выплескивать эмоции в борьбе за лот. В любом случае, данные, касающиеся аукционной торговли точны и не вызывают сомнений. 

Мировой оборот аукционов в 2019 году составил 24.2 миллиарда долларов. Это достаточно низкий показатель по сравнению с 2007, 2011 и 2014 годами, когда доходы аукционного арт-бизнеса составляли 32.9, 32.4, 32.7 миллиардов долларов соответственно. Но это выше, чем в посткризисный 2009 год, когда эта цифра была 18.3 миллиарда. Доходность арт-бизнеса в долгосрочной перспективе высока. Еще выше ее символическая составляющая, потому что участие в этом сегменте выводит участника на новый статусный уровень.

Global Market for Public Auction Sales 2009–2019.
Global Market for Public Auction Sales 2009–2019.

Лидером глобального арт-рынка аукционных домов остается США, второе и третье место делят Великобритания и Китай. Четвертое место занимает Франция. Но при этом еще недавно, в 2016 году, первое место в аукционной торговле занимала Поднебесная. Ей принадлежало 34% мировых продаж против 32% США.  В 2019 году соотношение стало 37% к 29% в пользу американского рынка. При этом совокупная доля аукционного арт-бизнеса Китая, США и Великобритании остается неизменной уже несколько лет и составляет 84%. У Франции – 7%, Швейцарии и Германии – по 2%, Австрии – 1%. Все остальные национальные ранки мира имеют в совокупности лишь 4%. Это цифры характеризуют географию торгов, но никак не "национальную" принадлежность продавцов и покупателей. Интересно, что большую долю покупателей английских аукционных домов составляют покупатели из арабских стран. Так же, как "средняя температура по больнице", указанные цифры могут сильно отличаться, если мы станем рассматривать не весь рынок аукционных продаж, а какую-либо его часть, например, живопись. Так вот, доли продаж произведений изобразительного искусства в мире были распределены следующим образом: США и Китай по 19%, Великобритания – 18%, Франция – 10%. 

Аукционные торги, благодаря средствам массовой информации, у широкой аудитории часто ассоциируются с ценовыми рекордами, поскольку именно такие продажи попадают в новостной поток. Однако, в 2019 году 94% продаваемых с молотка лотов составили произведения искусства и антиквариата стоимостью до 50 тысяч долларов. Лоты, стоимость которых превышает 1 миллион долларов составили менее 1%, но при этом на них было заработано 55% от всей выручки. 

Несомненно, приведенные выше цифры в настоящее время сильно изменились. Пандемия крайне негативно отразилась на мировом арт-рынке, поскольку искусство и антиквариат относятся к предметам самого отложенного потребительского спроса. Аукционные продажи в первой половине 2020 года снизились вдвое (по разным данным от 49% до 58.3%). Согласно Artnet объем аукционных продаж в Китае снизился на 85%, в то время как во Франции всего на 29.2%. При этом ведущие аукционные дома Кристис, Сотбис и Филлипс увеличили долю онлайн-продаж на 497% (ArtTactic). Смеем утверждать, что в создавшихся условиях данные цифры даже не удивляют. Несомненно, 2020 – это экстраординарный год. Но, на арт-рынке, который существует не одно столетие, это далеко не первый и точно не последний кризис. В любом случае, способность к восстановлению у рынка предметов искусства и антиквариата очень высокая.

ВЕДУЩИЕ АУКЦИОННЫЕ ДОМА МИРА. ТОП 5.

Крупнейшими игроками по всему миру остаются английские гиганты Кристис и Сотбис. Они торгуют везде, отбирая значительную долю у региональных аукционных домов. В 2019 году совокупная доля рынка Кристис и Сотбис – 40%. Долгие годы Кристис был лидером, но в 2019 году их доход сравнялся и составил 5.8 миллиарда долларов. В первом полугодии 2020 года картина поменялась и Сотбис вырвался на победное первое место. По мнению экспертов, Сотбис продемонстрировал таким образом эффект от приватизации в 2019 году. Легендарный аукционный дом был выкуплен французским финансистом Патриком Драхи за 3.7 миллиардов долларов. Возможно, что именно благодаря его усилиям компания смогла лучше приспособиться к экстремальным условиям коронавирусного рынка. Решающую роль еще сыграло то, что Сотбис обладает лучшей платформой онлайн-торгов.

Китайский рынок столь велик, что третий по величине аукционный дом мира – это
Поли, основанный в 2005 году в Пекине. Он еще совсем юный по меркам аукционного бизнеса, но уже вышел на международный уровень и открыл свои представительства в Японии, Франции и США и выручил в 2019 году 1.1 миллиард долларов на публичных торгах. В 2016 году четвертое место делили пекинские Бейжин Коунсл и Чайна Гардиан с доходом в 768 и 759 миллионов долларов соответственно. Но уже в 2019 году Чайна Гардиан весьма значительно увеличил продажи, заработав 952 миллиона долларов.

В 2019 году на четвертое место взошел
Филлипс, достигнув продаж в 908 миллионов долларов. Интересно, что еще в 2016 году Филлипс зарабатывал меньше чем Бонхамс и Бейжин Коунсл.

А пятым по величине аукционным домом мира стал американский
Херитадж Окшн (Heritage Auction), продажи которого достигли 825 миллионов долларов. Это молодая компания и не столь широко известная. Она была основана в 1976 году. Интересно, что Херитадж Окшн специализируется на предметах коллекционирования, прежде всего на нумизматике, фалеристике и печатной продукции разного рода. Это поразительный факт, ведь США – это самый большой рынок живописи. Помимо всего, Херитадж Окшн имеет представительства только в США. Залог его феноменального успеха – онлайн-продажи, которые составили в предкризисный год 59%.

АУКЦИОННЫЕ ДОМА И РЫНОК РУССКОГО ИСКУССТВА.

Что касается отечественного арт-рынка, то он, к сожалению, как мы смогли убедиться, имеет ничтожную долю в глобальной картине. Это несмотря на сенсационные продажи начала XXI века и упомянутый выше бум интереса ко всему русскому. Эта доля столь мала, что даже не выделяется в отдельную позицию в общеевропейской статистике. Прежде всего, это обусловлено малыми объемами предложения в русском сегменте. Исторические обстоятельства привели к тому, что наша страна обладает одним из богатейших художественных фондов мира с тотальной музеефикацией. После революционной национализации, 75 лет в СССР не было полноценного художественного рынка. Все художники и архитекторы работали под эгидой творческих союзов, и государство по сути было единственным заказчиком и покупателем их работ. Таким образом, предложение весьма ограничено. Еще одна причина малых объемов – это отсутствие широкого спроса внутри страны. Советская этика и уголовный кодекс были враждебны по отношению ко многим областям коллекционирования. Антиквариат, нумизматика, произведения ювелирного искусства можно было встретить только на "черном" рынке. Таким образом, спустя 30 лет после развала СССР, культура собирательства до сих пор только формируется. При этом потенциал к росту внушает оптимизм. 

Малый объем предложений русского искусства закономерно породил повышенный спрос за рубежом. Не только Кристис и Сотбис начали устраивать русские торги. Аукционный дом МакДугалс, основанный супругами-финансистами Уилльямом и Екатериной МакДугалл в 2004 году, проводит торги дважды в год. Сначала они занимались произведениями художников-эмигрантов, но позже начали торговать старыми мастерами, советскими авторами и иконописью. Русские недели в Лондоне – время не только специализированных аукционных торгов, но и значимых культурных мероприятий. Они собирают в британской столице не только коллекционеров с пространства стран СНГ, но и со всего мира. Продажи русских и советских художников, предметов декоративно-прикладного искусства прославленных русских фирм всегда весьма успешны, а значит чрезвычайно привлекательны для аукционных домов. Русские торги – это часто торги "белых перчаток", то есть заканчиваются продажей всех выставленных лотов.

ОСОБЕННОСТИ АУКЦИОННОЙ ТОРГОВЛИ.

Почему же аукционы произведений искусства столь популярны?

Прежде всего, аукционы делают продажи доступными для большой аудитории. Глобальные дома имеют все ресурсы для информационной поддержки торгов, и о выставленных на них произведениях становятся известно колоссальному кругу. Галереи, особенно те, что существуют весьма давно, имеют довольно ограниченное количество клиентов. Часто отношения с ними тесны. Антиквар или арт-дилер, если в его руки попадает безусловный шедевр, предпочтет продать его "старому" клиенту, а новый покупатель может даже и не узнать о такой возможности. Во многие прославленные галереи даже нельзя войти, как говорится, "с улицы". Аукционные торги открыты для всех. Сегодня они максимально демократичны. Совершить покупку можно в любой точке мира, не выходя из дома. Единственно, что для этого нужно, – это наличие достаточной суммы денег и доступ в Интернет. 

Следует отметить, что аукционные дома занимаются реализацией произведений искусства не только на публичных торгах. Существует практика частных продаж, где аукционные дома действуют как частные дилеры, если продавец хочет сохранить полную конфиденциальность по какой-либо причине. Средняя доля таких продаж в "мировой десятке" растет и приближается к четверти от общей выручки. Отмечается закономерность: чем меньше аукционный дом, тем ниже его частные продажи. Это не удивительно, ведь ведущие аукционы обладают колоссальными клиентскими базами. В 2019 году Кристис и Сотбис выручили путем частных продаж 811 и 990 миллионов долларов соответственно.  

Совершая продажу или покупку через крупный аукционный дом, мы еще и входим во взаимодействие с его брендом. Он как бы делится статусом и вполне ощутимо позволяет поднять ценность любого произведения. Для живущего художника продажи с молотка на площадках мировой десятки – это повышение уровня, переход в разряд "классики". Но может быть и обратный эффект. Неудачная продажа способна стать для него крахом карьеры. 

Еще один важный аспект при совершении покупки на аукционе – это максимальная гарантия подлинности произведения. Аукционные дома имеют возможность привлечения самых разных специалистов из экспертного сообщества по всему миру, которые дадут исчерпывающе-аргументированную атрибуцию любой вещи. Помимо искусствоведческой оценки, аукционные дома могут себе позволить сложнейшие и дорогостоящие методы химико-технической экспертизы. В лучших мастерских вещь, если потребуется, будет отреставрирована на высочайшем уровне перед продажей. Чем крупнее аукционный дом, тем выше на нем ответственность перед клиентом, исключающая вероятность подделки.

Председатель Sotheby's Europe Оливер Баркер принимает ставки во время продажи "От Рембрандта до Рихтера" 28 июля 2020 / sothebys.com.
Председатель Sotheby's Europe Оливер Баркер принимает ставки во время продажи "От Рембрандта до Рихтера" 28 июля 2020 / sothebys.com.

Аукционный бизнес, это сложнейшая коммерческая деятельность, которая имеет научную базу на стыке экономики, математики и психологии. Если в XIX – ХХ веках ведущую роль в аукционных домах играли профессиональные искусствоведы, то сейчас, для работы там требуются скорее специалисты в области маркетинга, которые четко смогут рассчитать и использовать различные финансовые механизмы для лучших продаж. Историки искусства и эксперты играют сейчас преимущественно вспомогательную роль. 

Аукционные дома, публикующие лоты в своих каталогах, вводят массу произведений искусства в научный оборот, что чрезвычайно ценно для профессиональных искусствоведов. Музеи всего мира пользуются ими как ориентиром для страхования и атрибуции. Арт-рынок и музейная выставочная деятельность чрезвычайно взаимосвязаны. Произведение часто повышается в стоимости после музейной выставки, каким-либо образом с ним связанной. Это может быть монографическая выставка художника, или выставка, посвященная стилю, направлению в искусстве. И наоборот, чрезвычайный интерес к русскому искусству активизировал выставочную деятельность русских музеев за рубежом. 

В качестве заключения, позволим себе проиллюстрировать работу глобального аукционного рынка на примере истории продажи самого дорого произведения искусства. 

В 2017 году на аукционе Кристис в Нью-Йорке арабскому принцу была продана картина Леонардо да Винчи, принадлежавшая резиденту княжества Монако русского происхождения. За образ Христа "Спаситель мира" гениального художника итальянского Возрождения было отдано 459.3 миллионов долларов с учетом комиссионных. Для столь колоссального успеха Кристис предпринял массу усилий различного характера. Прежде всего была четко спланирована рекламная компания, поскольку картина не имела прозрачной истории, с ней был связан финансовый спор и ее авторство оспаривалось в профессиональном сообществе. Нативная реклама на разных уровнях продвигала уникальность и подлинность произведения. Истории, связанные с творчеством Леонардо на все лады популяризировали его искусство, рассказывая о том, что в частных руках остается всего одна его картина. Главный рекламный посыл гласил: "Последнее живописное произведение Леонардо". Картину было решено продавать в Нью-Йорке, центре мирового арт-рынка. К предпродажной выставке накал медийных страстей достиг апогея, так что посмотреть картину выстроилась грандиозная очередь ни на один час. Одновременно в социальных сетях появились ролики эмоционального содержания, показывающие то, на сколько сильно это произведение воздействует на людей. Для съемок были привлечены звезды мировой величины, включая Леонардо ди Каприо. Это был медиа-ребус с игрой слов: Леонардо под впечатлением от Леонардо. И наконец, было решено включить картину в сессию торгов современного искусства. Это сделали для того, чтобы привлечь внимание гарантированно самых богатых покупателей мира. Итог компании был грандиозен и вошел в топ новостных лент всего мира.

Автор:

Мария Сарычева,  искусствовед.

Музеи Московского Кремля.