Всем привет! По-моему в современном искусстве есть проблема. Это проблема выбора и оценки качества. Что есть мусор, а что великое произведение искусства? Почему сейчас куча мусора может стоить миллионы, а картины даже классиков не стоят почти ничего в сравнении с современными творцами? Кто те люди, которые назначают одного художника гением, а другого бездарем? Почему мы верим во все это? Может действительно король голый...
Думаю, для начала можно сказать, что именно кураторы галерей, критики и искусствоведы говорят нам что хорошо, а что нет в современном искусстве. Это они превозносят то или иное произведение. И, кстати, неплохо на этом зарабатывают. Но, не обманывают ли они нас? И сами они не находятся ли в плену иллюзий? У меня иногда возникают такие мысли.
Современное искусство супер выгодно для арт-рынка
Друзья, живопись - это очень медленная и затратная штука. Например, если художник хочет провести персональную выставку, то ему придётся много работать, много писать. Картины рождаются очень медленно. И не всегда получается то, что хочешь. Плюс живопись довольно легко критиковать. То ли дело современное искусство! Сходил на помойку, набрал разного хлама, который не стоит ничего. Собрал все это нужным образом, вложил во все это "смысл". Например, аллегория на наш мир потребления. "Мощное высказывание художника". И, вуаля! Выставка современного искусства готова. Можно продать эту кучу хлама за миллион долларов и при этом стать топовым "художником". Думаю, такое искусство очень выгодно как для художника так и для галериста.
Писуар Марселя Дюшана-величайшее произведение искусства своей эпохи
В 1917 году французский художник Марсель Дюшан на выставке независимых художников представил обыкновенный Писсуар, который назвал "фонтаном".
"Фонтан" считался символом отрицания традиционного искусства. Сам Дюшан не считал "Фонтан" искусством, наоборот, это была насмешка над искусством как таковым.
Несколько цитат Дюшана:
Если изображение не шокирует, оно ничто
Главным врагом искусства является хороший вкус
Полагаю, что художник не знает, что он делает, я придаю большее значение зрителю, он творец искусства
Марсель Дюшан
Получается, что современное искусство по своей сути - это отрицание искусства. Поэтому не нужно удивляться тому, что куча мусора - это искусство. Чем объект более шокирующий, вызывающий и деградирующий, тем лучше.
Кстати, британские искусствоведы в декабре 2004 года признали "Фонтан" Марселя Дюшана самым великим произведением ХХ века...
Вот так, Писсуар - это самое великое, что создало в искусстве все человечество в прошлом столетии.
Многие произведения современного искусства - это пранк, шутка над галеристами и зрителями
Из предыдущего примера можно сделать вывод, что в основном современное искусство - это шутка над зрителем, некое издевательство.
Хочу показать вам еще несколько примеров, подтверждающих данную мысль.
Иллюстрация взята из французского фильма 1+1. Это шуточный момент, но в каждой шутке есть доля правды. Просмотрите всю галерею.
По сюжету, в галерее герои фильма Дрисс и Филипп увидели произведение искусства, которое вызывает неоднозначную реакцию. При этом стоит кучу денег. После этого Дрисс, прикола ради, нарисовал пару абстрактных работ, Филипп показал их своему другу, и сообщил, что это живопись начинающего и очень перспективного, молодого художника. В итоге эти работы были проданы за несколько тысяч евро.
В другом случае уже реальная история - друзья решили пошутить над арт-куратором. Взяли птичью клетку, поставили внутрь бокал с пивом и сообщили в галерее, что это объект искусства. Куратор был в восторге! Он увидел в этом большой смысл и символизм. Ему очень понравилось "произведение". Хотя это была только шутка...
Не могу не упомянуть также Бэнкси. Знаменитый британский стрит-арт художник создаёт свои произведения по принципу высмеивания, издевательства и шуток над пороками общества, а также подшучивая над традиционным искусством. И кураторам это нравится! Работы Бэнкси стоят миллионы.
И еще один недавний пример. Скульптура Урса Фишера, установленная на Болотной площади в Москве, вызвала настоящую бурю эмоций у зрителей. Очень многие сравнили её с кучей испражнений.
Современное искусство построено на символах - и это даёт огромный простор для обмана и манипуляций
В наше время обман и фейк зачастую смешиваются с реальностью так, что не отличишь истину от лжи. Так и в современном искусстве возникает множество споров относительно художественной ценности того или иного произведения.
Посмотрите на этот экспонат, произведение современного искусства. Это просто беговая дорожка с катающейся на ней травой. Да, художник создал объект, который заставляет нас задуматься. Мы можем представить, что это аллегория на наш мир. Мы вечно катимся как белки в колесе. Также это отсылка к Сизифову труду. Однако это символы, а в общем-то по факту мы имеем беговую дорожку и пучок травы стоимостью 50000$.
Какой же итог
Вообще, я не против современного искусства как такового, что-то мне нравится, что-то нет. На своём канале иногда пишу о разнообразных произведениях. Какие-то из них заставляют меня задуматься и вызывают эмоции, что для искусства очень важно. Но! Все чаще меня не покидают смутные сомнения о том, что не приведёт ли нас этот путь развития в тупик? Я имею ввиду весь этот ажиотаж вокруг так называемого современного искусства. Когда хорошо то, что хорошо для кураторов и критиков. А они зачастую просто заинтересованы в продаже того или иного современного творца.
И еще. Современное искусство не во всем, но во многом является неким обманом. Это игра. Эксперимент. Акт творения. Художник предстаёт эдаким Мыслителем, который, забавы ради, издевается над искусствоведами и зрителями, играет с ними, создаёт некую реальность, а те, в свою очередь, без лишних вопросов признают его гением. Покупатели при этом платят миллионы за кучу мусора...
Расскажите в комментариях, что вы думаете по данной теме. Мне очень интересно почитать ваше мнение в комментариях.
Спасибо, что дочитали до конца, подписывайтесь, ставьте лайки или дизлайки. Всем творческих успехов!