После смерти Валентиниана III на территории Западной Римской империи начался полнейший хаос. Императоры, правящие от силы год, расшатанные границы государства и куча сепаратистских настроений в военной среде. Своего апогея это все достигло в 461 году, когда Рицимер, фактический правитель Западной империи в то время, сместил императора Майориана. Тут стоит пояснить за то, почему вообще Рицимер не мог взять и рулить Западной империей (вернее тем, что от нее осталось). Дело в том, что он сам был полуготом-полусвевом, а следовательно его кандидатура не будет поддерживаться истинным властителем мира — императором Восточной Римской империи. Поэтому он и цеплялся за марионеточных императоров. Однако один из них, Майориан, был довольно деятельным человеком, и Рицимер поспешил его устранить и поставить своего человека — Либия Севера.
И тут-то самое веселье начинается. Военачальники Майориана, конкретно прифигевшие от действий Рицимера, делают финт ушами и отказываются подчиняться марионетке человека, сидящего в Риме. Таких было двое, а именно Эгидий в Галлии и Марцеллин в Далмации. Эти ребята просто взяли и основали практически независимые от Равенны государства. Но Рицимер не хотел сдаваться, ему хотелось удержать отложившиеся регионы. В отношении Далмации дела обстояли не особо радужно для Рицимера, поскольку Марцеллин не просто отложился от Равенны. Этот дерзкий военачальник, собрав значительную армию практически развязал полномасштабные действия против Рима. Спасло положение то, что в конфликт вмешалась Восточная империя и Марцеллина попытались убедить в том, что войну вести не стоит. К слову, его именно УБЕДИЛИ, ему не отдал приказ император Востока, то есть вообще можно говорить о Далмации как о серьезном политическом элементе, хотя Марцеллин практически официально признавал над собой власть восточного императора.
Ну, с Далмацией все плюс-минус спокойно, а вот в Галлии Рицимер твердо вознамерился установить свой порядок, поэтому пытался сокрушить Эгидия, направив против него сначала комита Агриппина. Эгидий и Агриппин довольно долго враждовали, и поэтому Рицимер рассчитывал на то, что Агриппин с легкостью устранит своего противника. Агриппину удалось с помощью вестготов даже оттеснить Эгидия за Луару, правда ценой этому послужила сдача готам Нарбона, крупнейшего города южной Галлии. Вообще Галлия тогда напоминала лоскутное одеяло: на юге вестготы и Равеннское правительство, в центре и на Севере государство Эгидия (оно еще Суассонской областью называется, по названию столицы государства), на северо-западе восстали кельты-багауды, их еще называют армориканцами, с северо-востока напирают франки и саксы. Поэтому обе стороны (Эгидий и Рицимер) пытались воспользоваться этим положением. Для того, чтобы втоптать в грязь Эгидия, Рицимер идет на союз с вестготским королем Теодорихом, который рассчитывал получить прибрежные территории южной Галлии. Эгидий тоже не дремал и заключил союз с франками. В ходе масштабной войны в битве при Аврелиануме (сейчас Орлеан) вестготы были наголову разбиты, а за Эгидием закрепилась власть в северной части Галлии. Однако ему так и не удалось свергнуть Рицимера и его марионеточных императоров, так как его государство было изолировано от Италии.
Если вкратце, то вот че происходит: на определенном этапе от центральной власти начинают откалываться не просто государства федератов, по типу вестготского королевства, а римские полководцы отделяют подвластные им территории. Это немного похоже на кризис III века, во время которого полководцы принимали на себя императорскую титулатуру и поддерживаемые войсками претендовали на власть над империей. Но Марцеллин с Эгидием не принимали на себя никакого титула, и именовались по своим должностям (magistri militum). Более того, они передавали свою власть по наследству, так после Эгидия стал править его сын Сиагрий, который печально известен тем, что был разбит франкским королем Хлодвигом, который включил Суассонскую область в состав своего королевства. Марцеллину же наследовал его племянник, Юлий Непот, который даже захватил власть на определенное время над Западной империей. Интересно еще и то, что оба эти государства существовали некоторое время после захвата Италии Одоакром в 476 г, оставаясь последними регионами на Западе, во главе которых были не варварские короли, а римские полководцы.
Автор - Ильяс Ингильдеев