Найти тему
Живопись

Художник Альберт Джозеф Мур: красота пустоты

Его картины сперва обретали покупателя, и только потом получали название. Забавно, не так ли? Клиенты были уверены, что покупают нечто прекрасное, в то время как мастер сам ещё не знал, о чём именно будет говорить со зрителем его полотно. Но это никого и никогда не смущало.

Идеи его работ были слишком просты, чтобы эксперты не подозревали за ними какой-то скрытый смысл. Которого там не было. Зато его техническое мастерство было слишком высоким, чтобы сходу осознать всю степень дерзости этой простоты.

Сложная двойственность, не правда ли? Тот самый случай, когда лучшее объяснение сути творчества живописца — отсутствие этого объяснения... Ибо к картинам этого замечательного знатока психологии невозможно обращаться иначе как посредством интуиции.

Альберт Джозеф Мур, «Мечтательность», с 1850 по 1882, холст, масло, 70 х 121,0 см, Бирмингемский музей и художественная галерея
Альберт Джозеф Мур, «Мечтательность», с 1850 по 1882, холст, масло, 70 х 121,0 см, Бирмингемский музей и художественная галерея

Направление его живописи окрестили «эстетизмом». Историки искусства определили его промежуточным звеном между романтизмом и модерном, критики дали ему определение: «превосходство формы над содержанием». И на этом все успокоились. Как-будто это хоть что-то объясняло. Как-будто за краткой, но яркой эрой эстетизма не грянул модерн, во многом предвосхищённый творчеством таких художников- эстетистов, как герой нашей сегодняшней статьи. И более того: как-будто нарочитая внутренняя пустота его прекрасных полотен не предрекла победу постмодерна, к которой мир современной живописи оказался не готов. А ведь наш герой (вместе со своими единомышленниками) предупреждал нас об этом. Прямо и недвусмысленно.

Художник Альберт Джозеф Мур. Великий мастер декаданса и не менее великий певец всего живого, цветущего, стремящегося. Пророк надвигавшейся культурной революции, к которой совершенно не имел отношения. Мастер-визионер, смотревший в прошлое и созерцавший в его античных мотивах прообраз искусства будущего. Прекрасно прописанные складки платьев его героинь струятся изящными волнами. Блистательная колористика его работ подчёркивает внешнюю красоту персонажей, выгодно оттеняя совершенство кожи. Там много цвета и света, «химии» персонажей, «нерва» композиций. Но ни малейшей попытки выйти за пределы образов, обратиться к зрителю, рассказать историю...

Эти картины как бы говорят нам: «Посмотрите, как мы прекрасны! Восхититесь нами, полюбите нас!». Но Вы никогда не получите от них приглашения очутиться внутри мизансцены. Не станете сопричастны деяниям всех этих богинь, нимф и прочих мифологических персонажей. Вечная «френдзона» — вот удел, уготованный нам с Вами гениальным мастером мимолётного штриха и такой же мимолётной иронии.

Искусство Мура даже не пытается притвориться жизнью, всегда оставаясь отстранённым, идеализированным, «потусторонним» относительно поверхности холста. И в этом смысле оно честнее любого реализма и откровеннее любого импрессионизма. Именно поэтому его античные красавицы имеют полное моральное право размахивать бадминтонными ракетками или восседать на явно «викторианском» диване с явно японским веером в руках. Просто потому, что всё это вместе выглядит свежо и нарядно. Ведь их цель — быть красивыми моделями, а не целостными персонажами. Эстетически привлекательными миражами, чьё совершенство радует глаз, но теряет свою индивидуальность раньше, чем Ваш взгляд покидает пределы композиции.

Как же это созвучно с современным миром графики и дизайна! Ведь единственная «заповедь», которой он следует, звучит почти так же. Хайп ради хайпа, красота на службе эмоции. Сюжет без продолжения — словно любовь без будущего. То, что не страшно потерять, потому что невозможно по-настоящему обрести.

Альберт Джозеф Мур, «Летняя ночь», 1887, холст, масло, 132,0 х 228,5 см, Художественная галерея Уокера
Альберт Джозеф Мур, «Летняя ночь», 1887, холст, масло, 132,0 х 228,5 см, Художественная галерея Уокера

Как Вы понимаете, дорогой читатель, Альберт Джозеф Мур когда-то родился. Где-то учился, подпадал под чьё-то влияние и конечно же сам на кого-то решительным образом повлиял. И всё это очень важно, интересно и не раз описано нашими дорогими коллегами. Мы же нарочно умолчим о трагичной судьбе этого прекрасного мастера, дабы не портить Вам процесса любования его полотнами. Право слово, сам Альберт никогда не дорожил контекстом своих произведений, «на ходу» меняя их компоновку, гамму, настроение... Так пусть и для Вас они будут легки и неосмысленны, как взмах крыла красивой бабочки-однодневки.

Автор: Лёля Городная

🎯 Ваша подписка на канал «Живопись», репосты на свои социальные странички очень важны для авторов. Поддержите канал своим участием! Большое спасибо!

#культура #изобразительное искусство #искусство #современное искусство #живопись