Многих принцесс в средневековье посылали в монастыри, но что если им там не нравилось? Базина и Клотильда из рода Меровингов решили, что будут сами распоряжаться своей судьбой.
Две покинутые всеми девушки не побоялись поднять настоящее восстание! А одна из них была готова пойти буквально на всё, чтобы добиться своего.
Путь в монастырь
Принцессы-мятежницы были двоюродными сестрами. Базина была единственной дочерью короля Хильперика I и его первой жены Аудоверы. К сожалению, именно с рождением дочери связано изгнание ее матери.
Когда нужно было крестить принцессу, Аудовера долго не могла найти дочери крестную мать. На помощь пришла Фредегонда — служанка королевы. Она посоветовала госпоже самой держать девочку над купелью.
Эта была хитрость, стоившая Аудовере титула. Она сама стала крестной своей дочери, и, соответственно, кумой собственному мужу. Такие браки запрещались церковью, что было на руку Хильперику, который как раз задумал избавиться от жены.
В итоге Аудоверу и Базину выслали со двора, но их испытания на этом не закончились. Фредегонда, которая сама стала королевой, годы спустя послала убить Аудоверу и присвоила всё ее имущество, полученное при разводе.
Базине, которая к тому времени подросла, сохранили жизнь. Но люди Фредегонды надругались над ней, отобрав у нее любые надежды на будущее. Без денег, невинности, с одним лишь титулом принцессы Базине оставалось только удалиться в монастырь. Ее отправили в аббатство Сент-Круа в Пуатье.
Фредегонда: кровавая королева франков. Восхождение на трон
Там она и встретилась со своей кузиной Клотильдой, дочерью короля Хариберта I. Кто был матерью Клотильды и что именно привело ее в монастырь — неизвестно. Но следующие события показали, что она находилась там не по доброй воле. Скорее всего, Клотильда была рождена вне брака, и отец решил не тратиться на приданое для незаконнорожденной дочери.
Бунт двух принцесс
Монастырь в Пуатье, где прибывали Базина и Клотильда, построила королева Радегунда — она была женой их общего дедушки и организовала в своем аббатстве настоящее сестринство — сплоченную общину монахинь, живших в крайней аскезе (ее практиковала и сама Радегунда).
Однако к 589 году единство было утрачено. Монастырь возглавила аббатиса Леубовера, и именно против ее правления восстали две принцессы. Настоятельницу обвинили в чрезмерной строгости, а также в безнравственности. Якобы она позволяла непонятным мужчинам входить в аббатство и «сбивать с ног монахинь».
В определенный момент недовольство Леубоверой достигло предела. Ее подопечные сетовали на «голод, наготу и побои». Лидером недовольных стала Клотильда. Группа примерно из 40 монахинь под ее началом покинула монастырь — они отказывались возвращаться, пока настоятельницу не снимут с должности.
Монахини обратились за помощью к нескольким епископам, но они не стали что-либо предпринимать. Среди тех, к кому обращались за помощью, был и Григорий Турский, написавший «Историю франков». Он приводит слова Клотильды, которыми она объясняла мятеж:
«Я иду к своим царственным родственникам, чтобы рассказать им о нашем положении, ибо здесь нас унижают так, словно мы не дочери королей, а рожденные от ничтожных служанок»
Она сдержала слово и действительно обратилась за помощью к их общему с Базиной дяде-королю. Он обещал прислать специальную комиссию, чтобы во всем разобраться. Комиссия, впрочем, не спешила.
Девушки остались один на один с проблемой. Слушать их никто не желал, а уж тем более выполнять их требования. Тогда они обосновались в церкви святой Хилари недалеко от своей бывшей обители. И начали… собирать армию! В своё войско они набрали в основном разбойников.
Когда королевская комиссия все-таки прибыла, их взору предстала уникальная картина — две принцессы и 40 монахинь сделали из церкви настоящую крепость, которую защищали банды головорезов. Уму непостижимо!
Епископы были вне себя от возмущения и пришли в убежище, чтобы отлучить мятежных монахинь. Ушли они оттуда в синяках.
Но Клотильда и Базина не собирались просто сидеть и обороняться — они хотели похитить Леубоверу. Верные принцессам бандиты напали на настоятельницу во время ее вечерней молитвы, однако в темноте не разобрались, кого именно нужно схватить, и в плену оказалась другая женщина — Юстина, племянница Григория Турского. Отчасти этим объясняется крайняя неприязнь епископа к Клотильде и Базине. Он называл принцесс избалованными, капризными и высокомерными.
Со второй попытки Леубоверу все-таки схватили. Базина лично организовала охрану и следила, чтобы настоятельница не сбежала. А их с Клотильдой люди тем временем разоряли земли аббатства Сент-Круа.
Весь этот хаос окончательно надоел местному епископу, и он призвал горожан сплотиться и спасти Леубоверу, а также заявил, что никого не будут крестить, пока ситуация не разрешиться.
Клотильда пригрозила расправиться с Леубоверой, если кто-то попытается ее спасти. Остается только гадать, действительно ли принцесса была готова зайти так далеко. Аббатису все-таки спасли. Правда после этого Пуатье на несколько недель погрузился в пучину столкновений, которые смогли остановить только прибывшие воины короля.
Развязка
Неизвестно, как бы продолжилось восстание монахинь, если бы Базина и Клотильда внезапно не поссорились. Что послужило причиной — неизвестно. Возможно, Базина посчитала, что ее кузина перебарщивает с жестокостью.
Принцессы предстали перед судом. Леубоверу признали полностью невиновной, а Базину и Клотильду наказали отлучением от церкви. Клотильда пыталась обличить ненавистную настоятельницу в связях с уже умершей Фредегондой, но это не помогло.
Однако всего через несколько месяцев мятежницы «вернулись в лоно церкви». Это вряд ли обусловлено христианским милосердием и всепрощением — просто иначе дядьям-королям пришлось бы содержать племянниц и заботиться о них. А эти девушки уже показали, на что они способны, если им что-то не нравится.
На самом деле в монастырь вернулась только Базина — она примирилась с Леубоверой и «прожила в послушании всю оставшуюся жизнь». Вероятно, женщины заключили соглашение о том, что они не будут мешать друг другу. Базина доказала, что с ней лучше считаться.
Клотильде правящая родня в итоге выделила в собственность земли и поместье, где она прожила до конца своих дней. Возможно даже счастливо, так как больше она никаких восстаний не устраивала.
Сегодня ученые оценивают действия Базины и Клотильды как способ защитить себя и свое положение в ситуации, когда до них никому не было дела. Вот что говорит Поль Фуракр, профессор-медиевист из Манчестерского университета:
«Они не могли допустить, чтобы кто-то с меньшим статусом имел над ними власть, даже если они были монахинями, а этим человеком была их настоятельница. В эпоху Меровингов на социальное оскорбление нужно было отвечать насилием»
📖 Читайте также:
- Хариберт I и его четыре жены: как отец Клотильды прогневал церковь
- Ограбление Ригунты: принцесса не доехала до принца
- Ингунда и Арнегунда: как две сестры поделили одного короля
- Радегунда: святая королева, которой опостылел трон
#история франции #франция #средние века #средневековье #средневековая европа #религия #женщины #короли #история #принцессы