Найти тему
Автомобили и люди

Берегите природу – мать вашу!

Оглавление

Я ни на секунду сомневаюсь в том, что, ознакомившись с материалом данной статьи, записные борцы за экологию обрушатся на меня с гневной критикой. И всё же искренне надеюсь, что найдутся люди, способные прислушаться к голосу разума. В противном случае человечество в целом и автомобилисты в частности окажутся в крайне затруднительном положении. Ибо, как показывает практика, предотвратить катастрофу значительно проще, чем устранить её последствия.

Начать придётся издалека. Блуждая по необъятным просторам интернета, я наткнулся на перевод статьи, опубликованной международной группой учёных. Скажу честно, перевод материала, посвящённого проблемам экологии, был так себе. Но приведённые факты и сделанные выводы меня очень заинтересовали.

Разговор шёл вот о чём. Согласно популярной, на сегодняшний день, концепции, у которой нашлось немало сторонников среди политиков, насыщение атмосферы углекислым газом – основная причина происходящего на нашей планете глобального потепления. А авторы статьи ставили это утверждение под сомнение. В подтверждение своей позиции они приводили конкретные факты.

Знания – сила

Дело в том, что, с точки зрения современной науки, основным газом, ответственным за парниковый эффект и, как следствие, глобальное потепление, является обычный водяной пар, которого, если не учитывать кислород и азот, содержится в атмосфере Земли около 92%. На этом фоне 5% углекислого газа и 1,5% метана – ничтожно мало, чтобы в реальности повлиять на ситуацию. Тем не менее, на горизонте не наблюдается толп людей, желающих ставить датчики на кастрюлях и чайниках, требующих прекратить кипятить воду для чая и кофе, готовить супы и десерты.

В действительности не может аргументировано утверждать, какое количество CO2 следует считать оптимальным. Ведь серьёзные исследования в этом направлении не проводились. А гипотезы, не подтверждённые фактами – это лишь пустые предположения. Согласно результатам эксперимента, проведённого авторами статьи, увеличение содержания углекислого газа в теплицах на 50% позволило поднять урожайность различных сельскохозяйственных культур почти в два раза. Ущербом, понятное дело, это никак не назовёшь.

Так почему же политики и экологи уделяют так много внимания CO2, и совсем не обращают внимания на водяной пар? Уж не потому ли, что они:

  1. Никак не могут повлиять на содержание этого вещества в атмосфере.
  2. Не придумали способа заработать на борьбе с водяным паром?

Но это, как говорится, лишь одна половина апельсина.

У медали, которую так стремятся повесить всем нам на шею борцы за экологию, есть и другая сторона. Персонажи, агитирующие нас пересаживаться на электромобили, совершенно не хотят, взглянув в глаза реальности, осознать, что, в настоящее время, в общем количестве вырабатываемого человечеством углекислого газа:

  • Автомобили вырабатывают около 15%.
  • Электростанции выбрасывают в атмосферу более 45%.

И в этом нет ничего удивительного, поскольку более 60% электричества в мире вырабатывается на тепловых электростанциях.

Вот так выглядят вполне себе современные ТЭС
Вот так выглядят вполне себе современные ТЭС

Что характерно, подобные энергетические комплексы увеличивают процентное содержание не только CO2, но и упомянутого выше водяного пара.

Гидроэнергетика

Наверняка мне возразят, что существует так называемая зелёная энергетика и возобновляемые источники электроэнергии. Разберёмся по пунктам. Некогда считавшиеся экологически безопасными гидроэлектростанции нынче уже не в тренде.

Классический пример ГЭС
Классический пример ГЭС

Подобные сооружения безжалостно калечат гидросферу, ставя на грань вымирания миллионы живущих в воде представителей флоры и фауны. Более того, они замедляют течение рек, играющих важную роль в переработке не только углекислого газа, но и многих других вредных для природы веществ. Сегодня мы уже знаем то, о чём не имели понятия ещё тридцать – сорок лет назад: воды рек поглощают углекислый газ и уносят его в моря и океаны, где обитают микроорганизмы, для которых это вещество необходимо для продолжения жизненного цикла.

Энергия солнца

Мощности солнечных батарей, установленных на крыше индивидуального жилого дома, едва хватает для того, чтобы обеспечить электроэнергией семью из 3 – 4 человек. В идеальных условиях солнечная батарея площадью 1 кв. метр вырабатывает 0,24 кВт/час. Несложные расчёты показывают, что, даже если вы покроете панелями всю поверхность Земли, этого окажется недостаточно для того, чтобы обеспечить современный уровень потребления электроэнергии.

Поле, заставленное солнечными батареями
Поле, заставленное солнечными батареями

Сами по себе панели безопасны. А вот их производство – нет. Ведь в составе фотоэлементов содержаться вещества, нескольких граммов которых хватит для того, чтобы навсегда подорвать ваше здоровье. Япония уже столкнулась с проблемой переработки этой «экологически безопасной продукции». Экономически целесообразный способ до сих пор не найден.

Энергия ветра

Пресловутые ветрогенераторы тоже имеют серьёзные недостатки. Во-первых, их целесообразно эксплуатировать лишь в регионах, где среднегодовая скорость ветра составляет не менее 4 м/с. Во-вторых, замеры показали, что в районах большой концентрации ветрогенераторов температура воздуха у поверхности земли увеличивается на 1 – 1,5 °C.

Ветрогенераторы
Ветрогенераторы

Ну и, наконец, в третьих, лопасти этих устройств имеют ограниченный ресурс. Когда срок службы деталей истекает, их не отправляют на переработку, как думают некоторые наивные любители природы, а (надо же, какая неожиданность!) «экологически безопасно» закапывают в землю, оставляя в качестве весьма своеобразного наследства потомкам. Вот те обрадуются!

Мирный атом

Я не согласен считать достойной альтернативой ТЭС атомные электростанции, ядерные отходы которых – ВНИМАНИЕ! – остаются опасными на протяжении сотен лет.

АЭС
АЭС

Нас уверяют, что построенные по современным проектам АЭС абсолютно надёжны, и повторение Чернобыльской трагедии невозможно. Правда, опыт Фукусимы доказывает обратное, и никто не может полностью исключить человеческий фактор, ставший причиной аварии в Чернобыле…

Энергия волн

Что там ещё осталось? Приливно-отливные электростанции (ПЭС)? Тут тоже не всё гладко. Срок окупаемости подобных сооружений крайне долог, а их строительство неизбежно приводит к разрушению экосистемы прибрежных районов. К тому же расчёты показали, что ввод в строй ПЭС в количестве, достаточном для того чтобы существенно сократить выбросы углекислого газа в атмосферу и обеспечить человечество электроэнергией, приведёт к снижению скорости вращения Земли. Да, для начала это будут десятые доли секунды. Но никто не способен дать прогноз, как эти доли секунды повлияют на жизнь планеты.

Земные недра

Не являются полностью безопасными и геотермальные электростанции. Их работа приводит к деформации горных пород и, как следствие, тектоническим движениям в недрах земной коры, вполне способным спровоцировать землетрясения. Лично я сильно сомневаюсь, что такой вариант предпочтительнее, чем увеличение доли углекислого газа в атмосфере.

Так, со стороны, выглядит геотермальная электростанция
Так, со стороны, выглядит геотермальная электростанция

Проблемы аборигенов шерифа не волнуют

Ну и, наконец, вишенка на торте – литий-ионные аккумуляторы, обязательная составляющая современного электромобиля. Уже доказано, что эти источники питания любят гореть и взрываться. Источником опасности способна стать даже батарея смартфона. Что уж говорить о мощном аккумуляторе, приводящем в движение транспортное средство… И дело не только в том, что количество вредных веществ, попадающих в атмосферу в процессе производства автомобильного литий-ионного АКБ вполне сравнимо с количеством вредных веществ, вырабатываемых ДВС среднего литража в течении 2 – 3 лет, а экономически вменяемого и эффективного способа переработки выработавших ресурс источников питания нет и в помине. Всё очевиднее становится, что добыча лития загрязняет планету ничуть не меньше, чем получение энергии путём сжигания топлива в цилиндрах ДВС.

Чилийская пустыня Атакама – один из основных центров добычи необходимого современной промышленности редкоземельного металла. И коренное население страны уже бьёт тревогу, пытаясь достучаться до мировой общественности и обратить внимание на то, что деятельность горнодобывающих компаний наносит природе региона непоправимый ущерб. Извлекаемое из недр планеты сырьё перерабатывается методом выпаривания, что приводит к таким последствиям, как:

  1. Загрязнению больших объёмов пресной воды, запасы которой на Земле не безграничны.
  2. Попадания в почву большого количества ядовитых отходов.

И это же сейчас, когда индустрия производства электромобилей только начинает набирать обороты. А что будет дальше? Но, судя по всему, как это уже бывало неоднократно, проблемы аборигенов шерифа не волнуют. Ведь большинство записных борцов за экологию из Европы и США вряд ли даже смогут показать на карте, где находится пустыня Атакама.

Пустыня Атакама, Чили
Пустыня Атакама, Чили

Нет, никто не спорит, что нужно искать новые способы получения электроэнергии и разрабатывать новые технологии. Но если люди, и без того уже наделавшие много ошибок, действительно хотят заботиться об экологии, они должны проводить серьёзные исследования, позволяющие оценить последствия их поступков в долгосрочной перспективе.

Думается, что идея о повсеместном переходе на электромобили связана вовсе не с заботой о природе и будущем человечества. Всё несколько иначе. Капиталистическая экономика в очередной раз переживает кризис перепроизводства. Прибыль от реализации автомобилей, оснащённых ДВС, снижается. Владельцы предприятий уже не могут далее сокращать ресурс техники ради того, чтобы повысить продажи. Иначе их манипуляции станут очевидными, и разразится скандал. Вот и педалируется ситуация с изменениями климата.

Со стороны, если не вдаваться подробности, всё выглядит очень чинно и благородно. Ведь сторонники электромобилей преследуют вроде бы благую цель. Однако прибыль от продажи электромобилей, которая потечёт в карманы эффективных менеджеров, никак не улучшит положения рядовых граждан. А в действительности, если верить докладу учёных, на который я сослался в начале статьи, на современном витке развития технологий человечество способно влиять на изменения климата не более чем на активность Солнца. Может, людям пора задуматься и перестать идти на поводу у очередной кучки аферистов? Ведь есть масса других направлений деятельности, сосредоточившись на которых можно действительно улучшить экологическую ситуацию на планете.