«Истории с берегов Койвисто.»
Сегодня, когда страсти вокруг современного Приморска накаляются, из-за планов постройки огромного портового терминала УПК (Универсальный перегрузочный комплекс). Противники этих планов часто заводят разговор о туристическом потенциале мест и возможном символе прибрежных поселений. Предлагая разные варианты. В основном имеющие мало общего с реальной историей Койвисто и правопреемником - Приморском.
Ловля рыбы всегда была привычным занятием для тех, кто проживал на берегах. Чем крупнее водоём, тем большее значение имел промысел. Там, где проходят пути миграции различных видов – это является основой для промысла.
В наши дни промышленный лов хоть и сохраняется, но его экономическая и особенно социальная значимость уходит на второй план. Говоря о рыбалке, мы чаще подразумеваем ловлю любительскую. Некоторое время назад я решил поделиться несколькими интересными, на мой взгляд, историями, связанными с разным периодом Койвисто-Приморска. От прошлого к настоящему.
Историю об одном из самых известных и успешных брендов Финляндии, корни которого в этих местах я уже рассказал.
В этот раз поговорим о ловле рыбы.
Тема эта столь объёмна, что одним репортажем тут явно не ограничиться. Поэтому сегодня я решил затронуть лишь один период. Одной части архипелага. Времени, когда здесь проживали рыболовы, которых считали самыми умелыми и успешными на всей, по крайней мере восточной части, Балтики. Тем более, не так давно мне довелось посетить этот остров и сделать несколько кадров, для представления о том, что он представляет из себя сейчас.
Небольшое видео об этой поездке здесь, на заглавном фото мыс Судаковый:
Итак, остров Западный Берёзовый. В прошлом Тюринсаари или Торсари. Один из трёх наиболее крупных островов архипелага Берёзовые острова. Относящийся к Койвисто, а ныне Приморску. Самый удалённый от материка. Разделённый с соседними крупными островами небольшими и сложными с точки зрения навигации проливами. Большая часть побережья открыта ветрам и нагонной волне. Кое-где есть бухты, но и они не надёжно прикрыты от мощных волн.
По этой причине, остров был заселён не равномерно. Три деревни Тюринсаари или деревня Йоутсимиехи, Ванхакюля и Партиала располагались на наиболее защищённом восточном побережье острова. Поселения составляли порядка 130 домовладений. Суммарное население острова достигало 600 человек. Что несколько больше, чем на соседнем Северном Берёзовом (Piisaari), хотя глядя на карту может сложиться впечатление, что Тюринсаари был заселён слабо.
В наше время на Западном Берёзовом острове нет как таковых поселений, но действует база училища им. Макарова.
История острова и род занятий жителей - интересны. В каждой деревне был свой деревенский магазин. У Ванхассакюля и Тюринсаари было по одному телефону. Денежными вопросами занимался кооператив Тюринсаари. Начальная школа находилась в Ванхассакюля. Она была основана в 1902 году и расширена в 1930-х годах.
Мы к этому непременно вернёмся, но сегодня речь о рыбе и рыбалке.
Всё потому, что именно рыболовный промысел составлял значительную часть экономики поселений Koivisto и именно на Западном Берёзовом острове жили самые успешные рыбаки.
Следуй за хайли!
Очевидно, что в суровых климатических условиях именно море являлось основным источником жизни. Пусть и весьма опасным. С одной стороны, это торговые маршруты. С другой добыча рыбы. Финский залив и сегодня богат на разнообразие видов. Сочетание пресноводных и морских обитателей. Однако отнюдь не все из них играли важную роль в промысле.
Для увлечённых современной рыбалкой – основным стремлением является поимка крупного трофея. В этих местах таким трофеям могут быть: щука, окунь, лещ, краснопёрка, плотва, до недавнего времени судак. Главным зимним объектом любительского рыболовства является корюшка. Не самый крупный, но зато горячо любимый представитель в глазах рыболовов.
Был период, когда в этих местах очень успешно ловили треску (об этом я обязательно расскажу в одном из будущих репортажей; тем более было это не так и давно). Однако ни один из этих видов, в том числе и как объект промысла, не являлся наиболее ценным и важным для жителей прибрежных поселений района Койвисто и острова Западный Берёзовый (Тюринасаари). В сравнении с тем, какую роль играла совсем небольшая и не особо ценная по современным меркам салака!
Именно она являлась основным промысловым видом и самой массовой с точки зрения добычи. Основой для переработки и своего рода валютой. Местные называли салаку - haili. Богатые уловы сулили достаток рыбакам и их семьям.
Салака заходила и продолжает это делать сегодня в пролив Бъёркезунд. Куда более комфортную с точки зрения промысла акваторию. И всё же самые успешные уловы возможны только на открытых просторах. Здесь местным рыбакам и сыграло на руку географическое расположение острова. Близость тех мест, где салаки особенно много.
Массовый ход салаки приходится на холодное время. Осенью вести промысел опасно из-за штормов. Весной по причине неустойчивого льда. Летом она уходит ещё дальше, на большие глубины. Поэтому зима являлась основным периодом промысла. Временем, когда можно было добыть больше всего рыбы.
Будочная рыбалка.
То, что остров Западный Берёзовый был ближе к местам ловли не означало, что сами эти места находились достаточно близко. Рыбакам приходилось уходить за несколько километров, а порой и более 10-15 и даже 20 км от берега, к глубоководному шельфу, где концентрация рыбы особенно высока. Разумеется, с точки зрения логистики и короткого светового дня невозможно каждый день возвращаться на берег. Даже с учётом наличия современной техники, которой рыбаки в то время не располагали.
Но они вышли из положения, используя небольшие избушки на полозьях. В которых размещалось звено, обычно из 4х-6ти рыбаков. Что позволяло не тратить время на переходы, оставаясь непосредственно у орудий лова. как правило, в течении 2-3 недель. Несмотря на стеснённые условия, в таких избушках было довольно тепло. Рыбаки могли просушить вещи и обогреться и укрыться от ветра.
Улов же доставляли специальные перекупщики. По льду на лошадях, запряжённых в сани, курсировали от рыбаков к берегу. Отвозя улов на перерабатывающие заводы, рынок Койвисто или отправляли на более крупные рынки Выборга и Петербурга. К слову, свой рыбный завод был на самом острове Тюринсаари. Где добычу коптили и солили. В период активного лова перерабатывая до нескольких тонн ежедневно.
Надо сказать, что будочная рыбалка, по сути, стала прообразом организации любительской ловли, когда рыболовы-туристы размещаются в уютных домиках, где прямо в полу сделана лунка. Популярный вид рыболовного туризма для некоторых районов современной Финляндии.
Брендинг поселенцев и особые шапки Koivistolinen.
Это сегодня удачливый рыболов – во многом самостоятельная единица. В ту пору успех был результатом коллективного труда и знаний. И то, и другое было бы невозможным без передачи опыта и этих знаний. Проще говоря обучения. Для этого на острове действовали два рыболовных клуба: Ассоциация рыбаков Тюринсаари и Ассоциация рыбаков Партиала-Ванханкюля. К концу 30х годов клубы насчитывали 30 и 50 членов соответственно.
Кроме организации и обучения промыслу, клубы управляли и несколькими спасательными станциями, расположенными в разных частях архипелага.
Надо сказать, что отношение, как бы сегодня сказали коллеги-маркетологи, к пиару и брендингу у поселян того периода было совершенно особым. Чего только стоит символика Койвисто - четыре берёзовых листа символизирующих три острова и материк (строители домов стремились отразить эту символику в особой форме окон). Была в Койвисто своя национальная одежда и куча других атрибутов, отличавших жителей этого края от других. То, что сегодня иногда называют модным словом: «самоидентичностью» или личным брендом.
Не остались в стороне и рыбаки. Шапки Koivistolinen являлись тем самым отличительным атрибутом. Выделявшим местных рыбаков на фоне остальных. Носивший такую шапку имел принадлежность к конкретной касте успешных рыбаков из Койвисто. Мастерство и добычливость промысловиков с Тюринсаари был известен по всему побережью Финского залива. А сами шапки по сей день остаются узнаваемыми в глазах потомков старшего поколения.
Заканчивая эту первую часть небольшой серии публикаций, посвящённых рыбалке в Койвисто-Приморске, я хочу вернуться к тому с чего начал. Символу этих мест. Тому, что действительно объединяло местных жителей и благодаря чему эти территории стали развитыми и успешными в определённый период истории. Да и в советское время добыча и переработка салаки играла очень важную роль. А рыбокомбинат в самом Приморске играл очень важную экономическую и социальную роль. Об этом мы поговорим в следующий раз.
А отнюдь не навязываемые далёкими от знания предмета и темы: ни нерпы, которых никогда не было в этих местах массово, а их присутствие никогда не играло какой-то значимой роли для местного населения или фауны (в отличие от внешних островов, где тюленя и нерпу добывали ради шкур и жира). Ни лес; ни торговля (хотя и это направление оказало большое влияние тоже); ни уж тем более какие-то фортификационные сооружения или отдельные события. Ни даже кирха, в конце концов.
А маленькая рыбка салака, обладавшая огромной ценностью и являвшаяся настоящей конвертируемой валютой балтийского региона – вот, что можно было бы назвать настоящим символом Койвисто-Приморска.
Follow to haili!
Дмитрий Матвеев || Истории с берегов Койвисто
Современные фото и видео автора. (с)
Исторические фото предоставлены Eija Tuominen, председатель общества Koivisto-Seura ry (с)
Перепечатка и цитирование только с упоминанием автора.
Следите за анонсами и новостями в Instagram
Второй блог zen.yandex.ru/itodortv
#рыба #рыбалка #ловлярыбы #история #приморск #финскийзалив #промысел