Был у моей старшей дочери в жизни такой смутный период, когда вдруг всё "посыпалось" в музыкальной школе. Как вспомню, так вздрогну...
В восемь с половиной лет Нина вдруг стала крикливой, расторможенной, ревела на каждом уроке и срывала все возможные выступления в зале. Дошло до того, что ребёнка категорически перестали допускать на школьные концерты и настоятельно предложили экзаменовать отдельно от потока - разумеется, во избежание деструкции.
Как мне было тогда стыдно - не передать. За пару месяцев до начала этого позора... в нашей семье появился четвёртый малыш, которого я всюду таскала с собой, который был вечно при мне и на территории ДМШ. "Коллеги"-родители, осведомлённые о Нининых бедах, кивали мне глухо и сожалеюще. Только грудничок спасал тогда от отчаяния, в целом же было невыносимо. О том, что творилось на душе у дочкиного преподавателя по специальности, могу только догадываться.
В какой-то момент мне даже показалось, что я морально дозрела до отчисления "по собственному желанию". Это представлялось наиболее достойным выходом из ситуации - и было это, безусловно, лучше, чем гипотетический строгий выговор с последующим исключением.
Мысль моя металась, а ребёнок продолжал чудить и "проседать". Удачный Нинин старт (пусть и не очень ранний, но перспективный) уже стирался из памяти школьной общественности. Моя мама открыто настаивала на внучкином уходе, я же судорожно перебирала "запасные" возможности, пути к отступлению и прочий эрзац. К тому времени я успела настолько полюбить и принять ДМШ, что любую альтернативу рассматривала как плевок в душу.
И тем не менее... вскоре я инициировала новое знакомство. Вообразив, что Нинино будущее связано с вокалом (а вовсе даже не с роялем, с которым мы потерпели фиаско!), двинулась в культовую студию. Название и направление здесь не разглашаю, ибо сущность крайне известная, хотя специфическая. Нина попала "в разработку" к одержимым, амбициозным, крепко организованным людям. Посещение стоило недёшево: дочка приобрела некоторую сценическую выучку, познакомилась с отдельными приёмами вокализации - но до концертов, конкретно у неё, дело за год с лишним так и не дошло. И это очень плохо...
А ведь надо сказать, из "Бетховенской" ДМШ уйти мы так и не решились. Как-то притерпелись к совмещению с новым заведением, не без потерь с обеих сторон. В условиях моего четвёртого отпуска по уходу, такое безобразие вполне себе сработало...
Одной из причин "стиснуть зубы" стал неожиданно быстрый прогресс в музыкальной школе моего тогдашнего "подготовишки" Петра, оказавшегося по природным данным значительно круче опальной старшей сестры. Зализывая раны, "зажмурившись", посыпая голову пеплом... я продолжала ступать на порог школы в Большом Могильцевском. Нина играла всё ещё плохо, но уже не криминально - и мало-помалу оживала. Петя триумфально поступил в первый класс и стал призёром в своём первом всероссийском конкурсе, в малышовой категории блокфлейтистов.
У меня появилась мощная, основательная привязка к ДМШ. Нина справилась с переводным экзаменом за второй класс на 89, за третий - на 92 балла. Неприятности будто скрылись в сизой дали, но-таки оставили в душе незарастающий рубец.
От обучения дочери в вокальной студии я отказалась. В родной музыкальной школе сложилось продуктивное сотрудничество с педагогом-хоровиком, оценившей природу Нины и её усердие. Сторонняя работа с голосом и своеобычный репертуар, отыграв свою роль, стали для нас балластом. Тем более... что в средствах наша большая семья была стеснена, так или иначе, всегда. "Детские" траты были, по умолчанию, в приоритете, но тут я резко ощутила, насколько же данное направление нынче бессмысленно.
И это был единственный случай в моей материнской реальности, когда бы я приняла решение БРОСИТЬ ранее начатое наследником дело.
Если уж берёмся - тянем. Выбираем тщательно, спонтанных решений не допускаем. Лучше меньше, да лучше! Никакого верхоглядства и "калейдоскопа"... Своё мнение по поводу "25 кружков" я уже однажды высказала здесь, на канале.
Мне до сих пор совестно, что мы с Ниной, некогда "раскатавши губу", в конце-то концов студию бросили. Остался неприятный осадок... хоть я и понимаю, что здесь всё сложно и нелинейно.
По моему опыту, люди, в большинстве своём, с лёгкостью "тасуют" компоненты пресловутого допобразования - и не только кружки.
Те же преподаватели ДМШ/ДШИ выраженно и регулярно страдают от непринуждённой детско-родительской изменчивости вкусов, которая, по сути, приближённо равна безответственности.
У меня, преподавателя академического училища при МГК, есть острая потребность заступиться за школьный "фланг" нашего музыкально-педагогического цеха, шире - за всех тех, кто вкладывается в детское развитие по искусству. Корявые доводы уходящих, вроде "Надоело..." или "Не потянули..." - такое типичное проявление малодушия, если смотреть на проблему со стороны учительства.
Глазами тех, кто вкладывается, напряжённо планирует и рассчитывает на рост каждого подопечного.
Судя по всему, стратегия "проб" и нашествие "пробующих" - извечная боль дополнительного образования. КПД статистически низок, и только особо мотивированные "предпрофовцы" с семьями обеспечивают зыбкое равновесие системы.
Восхищаюсь сильными людьми, которые, по зову сердца, в этой системе до сих пор остаются - вопреки её кадровой нестабильности.
P.S. Нина в пятом классе, Петя в третьем. Отличники. Концертируют. Мы и музыкальная школа - неразделимы. Всё будет хорошо.