273,2K подписчиков

Близкородственные браки в роду Романовых и Габсбургов: как отразились на потомках?

10K прочитали

С давних времен правители брали в жены тех, кто соответствовал им по статусу. То есть принц или король мог жениться только на принцессе. Проблема заключалась в том, что нередко случались брачные союзы между родственниками.

Тогда люди не подозревали о существовании генетики, но они догадывались, что кровосмешение между родственниками ведет к плохим последствиям.

Ярчайший тому пример был в Испании.

Габсбурги

Карл Второй Габсбург правил в 17 веке в Испании. «Правил» - это громко сказано. Дело в том, что он был сыном Филиппа Четвертого и Марианны Австрийской. Жена приходилась мужу племянницей. Если капнуть еще глубже, то там найдется масса родственных связей.

Понятно и просто можно пояснить так:

у Карла Второго было всего-то 10 предков в пятом колене. А должно было быть 32. То есть родственники неустанно вступали в браки. И в итоге всей этой истории появился на свет Карл. Он страдал массой заболеваний, которые сейчас называют генетическими. Король плохо говорил и соображал. Его даже прозвали «Зачарованным».

С давних времен правители брали в жены тех, кто соответствовал им по статусу. То есть принц или король мог жениться только на принцессе.

Очевидно, что Карл не мог нормально руководить государством, которое ему досталось. За правителя принимали решения люди из окружения.

Карл не смог дать потомства, прожил он мало – 38 лет. После ухода короля из жизни началась ожесточенная борьба за власть между разными группировками.

Подробно рассказывать не буду. У статьи другая тема.

На Руси

Можно вспомнить как минимум один случай, когда родственники вступали в брак. Речь о правнуках Владимира Мономаха:

· Ростиславе Киевском;

· Антонии – дочери Всеволода, прозванного Большим Гнездом.

С детьми у этой пары вроде бы было всё нормально. Роман и Рюрик Ростиславовичи одно время правили Киевом. Святослав и Мстислав, известный под прозвищем Храбрый, - в Новгороде. А Давыд был князем Смоленским.

У Ростислава было еще 4 дочери. Три из них стали женами князей. А Елена – супругой Казимира Второго – польского короля. Но это не точно – про Елену.

Это что касается Руси – династии Рюриковичей.

У Романовых тоже имели место случаи кровосмешения. Причем их можно разделить на две группы:

· когда представители семьи брали в жены родственниц из Европы;

· когда в семье Романовых заключали браки.

Пример касаемо второй группы:

Кирилл Владимирович Романов взял в жены двоюродную сестру. Николай Александрович сильно против этого возражал, но все же сдался, благословив влюбленных.

С давних времен правители брали в жены тех, кто соответствовал им по статусу. То есть принц или король мог жениться только на принцессе.-2

Что же касается первой группы, то примеров масса:

1. Михаил Павлович женился на принцессе Вюртембергской, которая была ему двоюродной племянницей.

С давних времен правители брали в жены тех, кто соответствовал им по статусу. То есть принц или король мог жениться только на принцессе.-3

2. Сергей Александрович, брат Александра Третьего, женился на принцессе Гессен-Дармштадтской – Елизавете Фёдоровне. Она приходилась Александре Фёдоровне старшей сестрой. У Елизаветы и Сергея была одна общая родственница. Прабабушка принцессы была бабушкой великого князя.

Можно вспомнить и королеву Викторию, которая подарила женихов и невест всей Европе, а заодно передала ген гемофилии.

Николай и Александра

У последних правящих Романовых было всё запутано. Александра Фёдоровна была троюродной сестрой Николая. С другой стороны, Аликс была еще и четвероюродной тетей императора.

Очень интересная ситуация. Сразу и сестра, и тетя.

С давних времен правители брали в жены тех, кто соответствовал им по статусу. То есть принц или король мог жениться только на принцессе.-4

Общие предки у этих мужа и жены были следующие:

1. Вильгельмина Баденская, сыном которой был Карл Гессенский – отец Людвига Четвертого. Александра Фёдоровна была дочерью последнего. Дочь Вильгельмины Мария Александровна была мамой Александра Третьего.

2. Фридрих Вильгельм Второй. Он был отцом Вильгельма Прусского, дедом Елизаветы Прусской и прадедом всё того же Людвига Четвертого, который в свою очередь был отцом Александры Фёдоровны.

Кроме того, Фридрих Вильгельм Второй был дедом другой Александры Фёдоровны – матери Александра Второго.

Запутаться можно во всех этих связях. Факт остается фактом: Николай Второй и его супруга были родственниками.

С давних времен правители брали в жены тех, кто соответствовал им по статусу. То есть принц или король мог жениться только на принцессе.-5

На потомстве сказалось совсем другое. Я уже упоминала про королеву Викторию.

О том, что все правители в Европе братья и сестры, генетика напомнила, когда родились будущие Николай Второй и Георг Пятый. Есть несколько фото с этими мужчинами. Сразу видно, что они очень похожи. Правители были родственниками – двоюродными братьями.

Такие связи, впрочем, не помешали Георгу не вмешиваться в дела Романовых. Правитель Британии мог спасти двоюродного брата, но не стал этого делать.