Найти в Дзене
Modotdel

Почему акции растут и падают

Цена акции зависит от отношения спроса и предложения. Поясним.

Допустим, компания публикует квартальный отчет и по нему видно, что дела у бизнеса идут намного лучше ожиданий. Тогда инвесторы ринутся покупать эти акции — спрос вырастет. Но те инвесторы, которые уже владеют этими акциями, тоже видят, что дела у компании пошли лучше, поэтому не захотят продавать акции по той же цене, которая была вчера. В результате спрос будет намного больше предложения: покупать люди готовы, а продавать — нет.

Или наоборот: отчет у компании так себе. Инвесторы ринутся продавать акции, но покупателей по вчерашней цене уже не будет: все знают, что дела компании не очень. Тогда предложение превысит спрос.

Цена акций в итоге будет такой, по которой одни согласны купить, а другие — продать. Задача биржи — свести покупателей с продавцами. Цена акций постоянно меняется: иногда на доли процента за день, а иногда и на несколько процентов за час.

Если копнуть глубже, в долгосрочной перспективе цена акций зависит от потенциальных доходов или убытков компании. Инвесторы изучают бизнес компании, события и комментарии руководства. Из всего этого инвесторы делают выводы и покупают или продают акции.

Рассмотрим несколько примеров, почему акции могут вырасти или упасть.

↗ Растет бизнес. Если компания открывает новые магазины, запускает новый завод или выходит на новый рынок, значит, дела у нее идут хорошо — инвесторы верят в компанию и хотят купить ее акции.

Например, золотодобывающая компания «Полюс» в конце 2017 года запустила новое месторождение. На полную мощность это месторождение вышло в 2019 году — добыча «Полюса» выросла на треть. Вместе с добычей выросли продажи и прибыль.

↗ Растет спрос на продукт или услугу. В начале нулевых Amazon создал центр обработки данных, в котором хранил и обрабатывал данные.

Постепенно количество компаний, которые работают через интернет, росло. Amazon смекнул, что этим компаниям могут понадобиться сервера и что заводить свои для них может быть слишком дорого. В итоге Amazon запустил веб-сервисы — открыл свои сервера для таких клиентов.

На 2018 год доходы Amazon от таких веб-сервисов были почти такими же, как и доходы от торговли.

↗ Компания уменьшает долг и начинает платить дивиденды — то есть делиться прибылью с акционерами. У большинства компаний есть долги: берут кредиты, чтобы нанять больше людей, выпустить больше продукции, обновить производство. И большая часть доходов компании уходит на инвестиции и выплату процентов.

И когда расширение, ради которого брали деньги, удается, у компании растет производство и остается больше денег — можно быстрее гасить долг. А когда долг погасят, то останется больше денег на выплату дивидендов.

↗↘ Растут цены на сырье. Экономика развивается циклами. Вот, например, производство стали. Когда кончается какой-нибудь кризис, люди покупают автомобили и квартиры. Спрос растет → растет производство квартир и автомобилей → растет потребность в стали → растет ее цена. Бизнесмены начинают инвестировать в расширение производства стали → стали производят больше → спрос и предложение выравниваются.

А потом спрос со стороны граждан на автомобили и квартиры падает → производителям уже нет смысла закупать много стали → спрос падает → цена на сталь падает. Часть компаний-сталеваров начинает работать в убыток. Если компания-сталевар работает в убыток, ее могут закрыть → предложение стали упадет → на рынке возникнет дефицит → цены на сталь начнут расти. Ну и так по кругу.

↘ Аварии и другие форс-мажоры. У компаний, которые добывают или перерабатывают природные ресурсы, всегда есть риск аварий и катастроф на предприятии.

В 2010 году на основной угольной шахте «Распадской» произошел взрыв. Акции за несколько дней упали на 28%. Производство угля упало на треть. На прежний уровень производства компания вернулась спустя четыре года. Все это время акции «Распадской» медленно падали в цене до момента восстановления производства.

↘ Падение продаж. Некоторые компании перестают развиваться или не могут создать новый продукт. А у конкурентов выходит продукт лучше, и спрос на продукцию компании начинает падать.

29 июня 2007 года Apple выпустила первый Айфон. С того момента акции Nokia упали на 80% и остаются на этом уровне до сегодняшнего дня. Финская компания упустила быстрый рост рынка смартфонов, а когда вышла на него, не смогла предложить продукт лучше. В итоге Nokia продала мобильный бизнес Microsoft.

Когда дела у компании идут хорошо, все больше инвесторов хотят купить ее акции — их цена растет.

Когда дела у компании идут плохо, все больше инвесторов хотят продать ее акции — их цена падает.

Но не все так просто…