Найти тему
Психопедагогика

Стоит ли рожать второго ребенка, если первый - проблемный

Оглавление

Чаще всего родители задаются этим вопросом, только если старший ребенок имеет серьезные проблемы: умственную отсталость, ЗПР, аутизм, алалию. Но "проблемный" ребенок – это так же ребенок, имеющий тяжелые поведенческие нарушения и не перечисленные выше психиатрические диагнозы.

Страхи родителей понятны и обоснованы.

"Проблемный" ребенок отнимает много сил – не только физических, но и эмоциональных, с ним надо все время заниматься, куда-то водить и возить. На его абилитацию уходит много средств. Жизнь семьи с таким ребёнком подчинена особому ритму и имеет особые правила. Будущее туманно: как дальше будет развиваться этот ребенок, получится ли когда-нибудь его благополучно социализировать, дать образование, сможет ли он жить самостоятельно или всегда будет нуждаться в контроле и помощи, хватит ли ресурсов семьи на то, чтобы ввести его в жизнь.

Самый главный страх: не повторит ли второй ребенок диагнозы первого?

Мне очень запомнилась давняя история. Ко мне на консультацию пришла мама с дочкой – первоклассницей. Даже без всякой диагностики было видно, что девочка имеет неврологическую патологию и нуждается в лечении. При этом, напомню, ей было уже 7 лет – а это значит, что самые благоприятные периоды для коррекции ушли.
Пока я думала, какими словами сказать об этом маме, женщина начала говорить сама. Я узнала, что девочка - ее четвертый ребенок. Первый ребенок – с глубокой умственной отсталостью и нуждается в постоянном уходе, второй и третий учатся в коррекционной школе, и, вот, наконец, в эту семью «Бог послал такую звездочку». Да, звездочка училась в массовой школе, по обычной программе.

На другой чаше весов - желание испытать счастье материнства, увидеть успехи своего ребенка, услышать слова благодарности, понянчить внуков, в конце-то концов, иметь опору и поддержку в старости! Некоторые родители думают о том, кто приглядит за старшим ребенком, когда их не станет, не отправится ли он жить в интернат.

Когда со своими страхами и сомнениями приходят к психологу – это правильно.

Но надо понимать, что психолог не скажет «рожайте» или «не рожайте». С психологом можно проработать собственные эмоции и чувства, осознать скрытые мотивы и пересмотреть ресурсы. В процессе семья может понять, что второй ребенок совершенно необходим, или признать, что пока для него нет места в семейной системе. Работа с психологом подводит к осознанному решению.

Психолог не скажет, будут ли какие-то проблемы у второго ребенка. И не станет обещать, что их не будет. Но здесь я могу написать наблюдения из опыта. Семей с двумя проблемными детьми очень много. Например, у обоих может быть СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), или ЗРР (задержка развития речи), или и то, и другое. Один может быть более проблемнее, другой – менее. Конечно, часто возможно скорректировать обоих.

С точки зрения опасности повторения проблем решение надо принимать с врачом, после максимального обследования. Что, предположительно, стало причиной нарушений у первого ребенка? (Ах, если бы на этот вопрос всегда был чёткий ответ!) Если спонтанная генетическая мутация – то это одна история, а если состояние здоровья матери – совсем другая. Кто может гарантировать, что следующая беременность будет легче? Никто.

«На Бога надейся, а сам не плошай» – пожалуй, лучший совет для тех, кто хочет ребенка. А еще: «Надейся на лучшее, готовься к худшему». Надо верить в то, что все будет хорошо, и родится прекрасный здоровый малыш. Надо все делать для этого. Но надо быть готовыми к тому, что малышу может понадобиться помощь, и адекватно оценивать свои возможности.

_________________

Помощь психолога онлайн. Запись: 8-906-288-05-55 (WhatsApp,Viber).

Нажимайте на ссылки и читайте: