Найти в Дзене
Начиная всё сначала

Сельские школы спасу, но как — не скажу! Президент снова пообещал учителям поддерживать сельские и деревенские школы

В телевизоре очень любят гордиться современным российским школьным образованием. Успешные реформы проводятся одна за другой, учителя у нас самые счастливые, а школьники самые умные и воспитанные. Всё бы хорошо, да только постоянно мелькают новости и заявления от высших лиц государства, что нужно опять решать какие-то проблемы в наших школах. Причём эти проблемы уже много лет неизменно одни и те же. Одной из таких проблемных тем остаются сельские и деревенские школы, в которых остро не хватает учителей и учеников и им грозит закрытие. Как правило, это школы тех населённых пунктов, где нет рабочих мест и люди уезжает жить в города при первой же возможности.

И вот, во время конкурса «Учитель года» мелькнула дающая надежду новость, что Путин пообещал учителям помогать малокомплектным сельским школам и не допускать их закрытия. Меня это заинтересовало — чего это решил делать президент, ведь если будут спасать школы, то будут спасать деревни и сёла, а это всё ещё миллионы наших сограждан! Да и я в такой школе работал, поэтому мне эта тема очень близка. Читаю новость и... увы, там ничего особенного:

Можете не сомневаться, что мы будем делать всё, чтобы (сельская) школа развивалась и была полноценной... И государству надо за это заплатить, потому что мы не можем всё население страны сосредоточить в нескольких мегаполисах.

А также ещё несколько общих фраз, которые можно свести к поддержке существования малокомплектных школ там, где это «обосновано». И это всё, без какой-либо конкретики и плана действий, а также критериев, по которым будет определяться обоснованность существования той или иной школы. Также ни слова о помощи сёлам и деревням.

Малокомплектным школам он поможет, только вот как... Источник pikabu.ru
Малокомплектным школам он поможет, только вот как... Источник pikabu.ru

Если же попытаться порассуждать и зацепиться за слово «заплатить», то и тут ничего хорошего. Скорее всего, под этим словом имелась в виду покупка нового учебного оборудования, которая активно проводится в последние годы. Что неплохо, но это не та помощь, которая жизненно необходима сельским школам для существования.

Беды сельских школ (мало школьников и учителей) произрастают из проблем села в целом, которые через закупку школьного оборудования не решаются. Ну купите вы в школу проектор или интерактивную доску, только само село так и останется депрессивным. Или как пример возьмём пафосные кванториумы и «Точки роста», когда огромная, гружёная под завязку компьютерами, роботами и квадрокоптерами фура приезжает раз в четверть или триместр в школу, чтобы через несколько дней собрать всё оборудование и уехать.

Прессой это преподносится как достижение и большой успех. Со стороны это и правда выглядит красиво — сельским детям показывают роботов и новомодную аппаратуру, но эта крайне дорогая техника не то, без чего школа не может существовать. А вот без чего школа не может обойтись, так это без учеников и учителей, которых не хватает в сельской местности из-за отсутствия там работы и плохих условий для жизни.

Ситуация с «Точками роста» в прошлом учебном году напоминала «потёмкинские деревни»: оборудование привезли, журналисты написали хвалебные статьи, чиновники отчитались куда надо, после чего это оборудование собрали и увезли. Источник chita.ru
Ситуация с «Точками роста» в прошлом учебном году напоминала «потёмкинские деревни»: оборудование привезли, журналисты написали хвалебные статьи, чиновники отчитались куда надо, после чего это оборудование собрали и увезли. Источник chita.ru

Советское время не было идеальным, но тогда сёла и деревни как-то развивались, численность населения росла и строились новые школы. Не было роботов, 3D-очков и прочих «инноваций» — порой обходились лишь доской, мелом и учебником, но зато в школах хватало детей и учителей. Сейчас наоборот. Лишь покупкой оборудования (или чем-либо ещё, что подразумевалось под словом «заплатить») людей в сельские школы, как и в сёла с деревнями вообще, не вернёшь. Нужно что-то совершенно другое. А пока этого нет, то всё больше и больше населённых пунктов будет продолжать исчезать с карты России, а школы закрываться.

Спасибо за уделённое статье время и удачного вам дня!