«… Камбис задумал три похода: на карфагенян, на аммониев и на долговечных эфиопов, живущих на Южном море в Ливии. Замышляя [эти походы], царь решил снарядить свой флот против карфагенян, а против аммониев послать часть сухопутного войска. К эфиопам же он хотел отправить сначала соглядатаев, чтобы узнать, действительно ли у них есть так называемая трапеза солнца, и, кроме того, под предлогом поднесения даров их царю все разведать …» Геродот.
Другие статьи из серии « Империя Ахеменидов. Камбис II»:
Начало царствования Камбиса II
Египетский поход Камбиса II
Камбис II на египетском троне
Камбис II, попытка завоевания Африки
Камбис II, царское безумие
В мае 525 г. до н. э. персидские войска разгромили египтян в битве у города-крепости Пелузий и вступили на территорию Египетского царства. Пара месяцев понадобилась армии Камбиса для овладения несколькими городами, решившими оказать сопротивление захватчикам (Гелиополь, Мемфис), и для размещения гарнизонов в остальных областях Египта. Уже в конце августа 525 г. до н.э., примерно через три месяца после начала военных действий, Камбис официально принял титул фараона (подробнее ЗДЕСЬ: Египетский поход Камбиса II). Персидский завоеватель уверенно чувствовал себя на троне чужого ему царства и, после демонстрации показного уважения к обычаям и религии «страны Та-Кемет», всерьез взялся за «освоение» доставшихся ему ресурсов. Сокровища фараонов и египетских храмов сменили хозяев, тысячи мастеров отправились в Персеполь, Сузы и Экбатаны, «страна фараонов» была обложена тяжкими податями, причем не пощадили даже всемогущих жрецов (подробнее ЗДЕСЬ: Камбис II на египетском троне).
В Египте начался «тихий ропот», подогревавшийся жрецами, оскорбленными «попранием своих священных прав». Но на «раскачивание ситуации» требуется время, к тому же вид иноземных воинов-победителей действовал успокаивающе даже на самых буйных противников «персидского фараона». Поэтому Камбис совершенно не тревожился о возможных «акциях неповиновения» и продолжал свою территориальную экспансию. Первым «в очереди» было завоевание северного побережья Средиземного моря, осуществление этих планов обеспечило бы Персидской империи господство над значительной частью акватории Средиземного моря и позволило бы ей контролировать пролегающие там торговые пути, что сулило колоссальные прибыли. Но осуществить этот великолепный план, Камбису было не суждено, хотя начиналось все весьма многообещающе.
Обитающие к западу от дельты Нила ливийские племена решили не искушать судьбу, признали владычество Камбиса и отправили ему дары. Их давние соперники, греки Киренаики, которых столь неудачно пытался некогда «построить» фараон Априй (подробнее ЗДЕСЬ: Гражданская война в Египте), немного подумав, решили последовать примеру своих соседей. Греки-колонисты, обосновавшиеся на северо-востоке современной Ливии, успели разделиться на два независимых государства-полиса – Кирену и, «отпочковавшуюся» от нее Барку. Родственные города далеко не всегда действовали совместно, и даже повоевать между собой успели, но в данном случае их решение было удивительно единодушным. Греки признали власть персидского царя и тоже отправили ему дары «… Камбис милостиво принял дары ливийцев, дарами же киренцев остался недоволен, как я думаю, потому что они были ничтожны (ведь киренцы послали царю всего 500 мин серебра). Царь взял деньги и собственноручно разделил своему войску ...» Геродот. Сложно сказать, сколько именно серебра отправили Камбису киренцы, вес мины менялся очень сильно, в зависимости от региона. Но если они пользовались «египетской миной», вес которой составлял 850 грамм, то персидскому царю было преподнесено четыреста двадцать пять килограмм серебра. Много это или мало судить не берусь, во всяком случае, самоуправление греческие города сохранили, а значит, недовольство Камбиса было, по большей части, напускным.
Подобное начало завоевания африканских земель можно было считать вполне удачным. Чуть раньше, при покорении «основной» территории Египетского царства, под контроль Персии попал Навкратис - древнегреческая колония на западе дельты Нила и единственный порт Египта, предназначенный для иностранцев. Теперь, после подчинения греков Киренаики, вся греческая торговля, проходящая через Египет, была у Камбиса «в руках». У персидского монарха хватило мудрости не душить «курицу, несущую золотые яйца», никаких препон эллинам не чинили. От иноземцев требовалось только соблюдение единых для всех законов империи и уплаты весьма умеренных податей. Торговцы оценили деликатность новой власти, во времена Камбиса греков в Египте было ничуть не меньше, чем при саисских фараонах, а «серебряная река» текла теперь прямиком в персидскую казну. Кроме этого, побережье Средиземного моря теперь принадлежало Персии, по меткому выражению «Кембриджской истории Древнего мира» «на запад от нильской Дельты на такое же расстояние, на какое сама Дельта отстояла от Вавилона».
После Киренаики Камбис планировал продвинуться дальше на запад и владеть Карфагеном. Основанный в IX в. до н. э. колонистами из финикийского города Тир, Карфаген благодаря своему выгодному географическому положению и отсутствию, на первом этапе существования, внешних врагов быстро развивался. В VIII в. до н.э. завоевание Финикии ассирийцами вызвало поток массовый поток беженцев, резко увеличившееся население позволило Карфагену начать создание собственных колоний. Начавшееся на рубеже VII – VI в. до н.э. противостояние с греческими полисами, также ведущими колонизацию, заставило финикийцев искать союзников, в начале VI в. до н.э. был заключен союз с этрусками. В морском сражении при Алалии греческий флот был разбит, после этого этруски завладели Корсикой, финикийцам досталась Сардиния. Кроме того Карфаген смог уничтожить своего конкурента – город Тартесс и объединить вокруг себя финикийские колонии в Северной Африке и Испании.
Вышеприведенная короткая выдержка из истории Карфагена доказывает, что к VI в. до н.э. Карфаген уже порядком «заматерел» и был весьма серьезным противником. Задуманная Камбисом авантюра была довольно рискованной, зато, в случае победы, Персия получала почти «мировое господство», в масштабах античной Ойкумены, разумеется. Тем горше было персидскому царю осознавать крушение своего замысла на самой ранней стадии. «… Финикияне, однако, отказались подчиниться царскому приказу. Они объявили, что связаны страшными клятвами, и выступить в поход на своих потомков для них великое нечестие. А без финикиян корабли остальных [подвластных царю городов] не могли тягаться с карфагенянами ... Камбис не пожелал силой заставить финикиян [выступить в поход], потому что они добровольно подчинились персам, и вся морская мощь персидской державы зависела от финикиян [и держалась] на них …». «Не захотел» или «не смог» потому, что слишком сильно от них зависел – вопрос спорный, но экспедиция не состоялась, и никто не понес, в тот момент, наказания. Позднее, уже после смерти Камбиса, персы помогут Сидону стать лидером среди финикийских городов, задвинув Тир на вторые роли. Скорее всего, это была месть за давнее непослушание, были там, конечно, и другие факторы, но и персидское влияние сыграло не последнюю роль, империя не прощает!
После того, как поход на Карфаген исчез с повестки дня, Камбис обратил свой взор на юг и задумался. «…После захвата Египта Камбиз мечтал о покорении остальной части Африки, о протяженности которой он имел более чем смутное представление ...» М. А. Дандамаев. Предположение уважаемого историка не кажется наивным, если вспомнить о географических представлениях людей того времени. Египтяне прекрасно знали о «стране Куш» - Мероитском царстве и его предшественниках. Они ходили в завоевательные походы на территорию современного Судана (Нубии), в эпоху Нового царства Нубия, вплоть до четвёртого и пятого порога Нила, на пять веков была включена в состав Египта. В более поздние времена, царям «страны Куш» даже удастся на некоторое время завоевать Египет и основать XXV, кушитскую династию фараонов.
Всего людям страны «Та-Кемет» удалось исследовать и нанести на карту (она обнаружена в одном из захоронений) около двух тысяч километров Нила. Но до его истоков они не добирались, зная только из рассказов соседей, что где-то там, за порогами, находятся области, населенные черными людьми. Предпринимали египтяне и морские путешествия, вдоль африканских берегов, в страну Пунт. Историки считают, что под этим названием скрываются современные Сомали и Йемен. Но увязать свои знания в единую картину у египтян возможности не было и о существовании «черного континента» они не подозревали, хотя и жили на нем.
Обратите внимание, ни на одной из представленных карт нет Африки. Присутствует только Ливия, да и то ее размеры не впечатляют, по сравнению с хорошо знакомым нам материком – жалкий клочок, не более. Камбис вполне искренне мог полагать, что где-то за Нубией плещутся воды мирового Океана, видимо, к ним он и стремился. Кстати, слово «Африка» появилось только в конце III в. до н. э., римский поэт Квинт Энний использовал его для названия владений Карфагена на «черном континенте». А после разрушения финикийского города так назвали расположенную на его месте колонию Рима, постепенно название распространилось на весь континент. Что же касается Камбиса, то он выступил в поход, его целью был захват нескольких оазисов, расположенных в ливийской пустыне, и нападение на «Страну эфиопов». Геродот является практически единственным источником сведений об этой войне. К сожалению, его рассказ полон заведомо легендарных деталей.
Подготовку к новому походу персы, как всегда, начали с разведки. «… Камбис же, решив послать [к эфиопам] соглядатаев, велел вызвать из города Элефантины несколько ихтиофагов (рыбоедов), знающих эфиопский язык …» здесь и далее Геродот. Принесенные разведчиками сведения вывели царя из равновесия: «… соглядатаи возвратились [в Египет]. Когда они принесли эту весть Камбису, царь так разгневался, что немедленно выступил в поход на эфиопов, даже не позаботившись о съестных припасах для войска и не подумав, что ему предстоит идти на край света. Словно в неистовом безумии от вести, принесенной ихтиофагами, собрался царь в поход ...». Другие античные источники, вскользь упоминающие об этом походе Камбиса, сообщают о том, что готовясь к войне с Нубией, персидский царь основал в Верхнем Египте несколько укрепленных городов. То есть, ни о каком «безумии» и «голодном походе» речи не идет.
«… Когда Камбис прибыл в Фивы, то разделил свое войско: 50 000 воинов должны были покорить и продать в рабство аммониев и сжечь прорицалище Зевса. Сам же царь с остальным войском двинулся на эфиопов …». Путь до оазиса Аммона (оазиса Сива) выбран, конечно, не самый близкий, но скорее всего, по пути, персидский отряд должен был захватить и другие оазисы, что они и сделали. «… Часть же войска, посланная против аммониев, выступила из Фив с проводниками. До города Оасиса (оазис Харга), населенного будто бы самосцами из филы Эсхрионии, войско без сомнения дошло. Город этот находится в семи днях пути от Фив по песчаной пустыне …». Персидский отряд благополучно выполнил первую часть задачи – подчинил Камбису оазис Харга. В этом, довольно большом (протяжённость около 150 км, ширина 20-80 км.) «островке жизни» посреди пустыне, пересекались караванные тропы, идущие через Ливийскую пустыню, так что смысл его захвата очевиден. Чтобы наглядно проиллюстрировать размеры оазиса, сообщу, что сейчас в нем проживает около семидесяти тысяч человек.
Покинув оазис Харга воины отправились через пустыню к оазису Амона (оазис Сива). Это место было несколько меньше вышеописанного, всего пятьдесят на двадцать километров. Сейчас здесь обитает около двадцати тысяч человек. В древности оазис был знаменит, прежде всего размещенным здесь храмом бога Амона, откуда и получил свое название. При храме вещал один из самых знаменитых оракулов Древнего мира, чей авторитет не уступал дельфийскому. Разумеется, воины Камбиса не собирались разрушать храм, они должны были взять его под контроль и заставить жрецов служить своему царю. Вот только персидский отряд так никогда и не появился в оазисе Амона. «… До Аммона, во всяком случае, они не дошли и назад не вернулись. Сами же аммонии рассказывают об этом вот что. Из Оасиса персы пошли на них через песчаную пустыню. Приблизительно на полпути между Оасисом и Аммоном как раз во время завтрака поднялась страшная [песчаная] буря с юга и погребла войско под кучами песка …». В 2009 г. н.э. два итальянских археолога, братья Анджело и Альфредо Кастильони, заявили, что нашли следы исчезнувшей армии персидского царя Камбиза. Однако их сенсационное сообщение было опровергнуто заявлением известного египетского археолога доктора Захи Хавасса.
Основные силы персидского войска продолжили путь на юг. При этом, по словам Геродота происходило нечто невообразимое: «… Не успело, однако, войско пройти пятой части пути, как уже истощились взятые с собой съестные припасы. Вьючные животные были также забиты и съедены. Если бы Камбис, заметив это, одумался и повернул назад, то, несмотря на свою первую ошибку, он все-таки поступил бы как благоразумный человек. Однако царь, ни о чем не рассуждая, шел все вперед и вперед. Пока воины находили еще съедобную траву и коренья, они питались ими. Когда же пришли в песчаную пустыню, то некоторые воины совершили страшное дело: каждого десятого они по жребию убивали и съедали. Когда Камбис узнал об этом, то в страхе, что воины съедят друг друга, прекратил поход и велел повернуть назад. В Фивы царь прибыл, потеряв большую часть своего войска …». Подобное развитие событий слишком хорошо укладывается в общую канву рассказа о безумстве Камбиса, чтобы быть правдой. Возникает вопрос, а где путешествовал Камбис? Места вдоль Нила вполне благодатные, да и «страна Куш» - далеко не пустыня. Возможно, многотысячное войско и будет испытывать проблемы с прокормом, но до людоедства дело едва ли дойдет.
Между тем и другие авторы сообщают о том, что поход успеха не достиг. «… Камбиз, как пример приводят они (эфиопы), который шёл войной на них с большим войском, не только потерял все своё войско, но и сам подвергся величайшей опасности …» Диодор Сицилийский. Многие историки считают рассказ о поражении Камбиза явным преувеличением. Ведь «задача минимум» была выполнена – земли за Первым порогом Нила (северные районы Нубии) вновь вошли в состав Египта, что укрепило его южную границу. Есть предположение, что передовым отрядам войска Камбиса удалось добраться до Второго порога Нила. А некоторые считают, что и до третьего, ссылаясь на то, что там еще во времена Рима была местность под названием «Склад Камбиза». Согласно Страбону Камбис дошел даже до Мероэ: «Когда Камбиз овладел Египтом, он достиг вместе с египтянами даже Мероэ. И действительно, как говорят, он дал это имя острову и городу, потому что сестра его (иные говорят, что жена) умерла там. Во всяком случае, он назвал это место в честь женщины». Но, в любом случае, исход похода не удовлетворил Камбиса и его воинов. Возможно, экспедиция понесла слишком тяжелые потери, чтобы безоговорочно считать ее успешной. А добыча была значительно меньше, чем ее рисовало воображение, подогретое рассказам о «чудесной стране». Это разочарование сохранила легенда, которую нам пересказал Геродот.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
Кембриджская история Древнего мира. т. 4 "Персия, Греция и Западное Средиземноморье"
«Политическая история Ахеменидской державы» М. А. Дандамаев
«История. Книга вторая. Евтерпа» Геродот
"История Персидской империи" Альберт Олмстед
«От Ханаана до Карфагена» Ю.Б. Циркин
«Очерки по истории географических открытий» Магидович Иосиф
«Исчезнувшее войско Камбиза: историческая легенда или реальная катастрофа?» статья с ресурса warhead.su
Другие статьи из серии « Империя Ахеменидов. Камбис II»:
Начало царствования Камбиса II
Египетский поход Камбиса II
Камбис II на египетском троне