С изобретением печатного станка вокруг книг было много разных мнений, я уже молчу о временах, когда они были рукописными и недоступными для простых смертных. Из эпохи в эпоху они были то запретным плодом, то привилегией знати, то пустой тратой времени, то источником запрещённых знаний или же политическим оружием.
Что я думаю об этом?
В своё время я прочитала очень много различной литературы: художественной, научной, профильной. В какой-то момент я пришла к тому, что мне некогда было читать. Я больше не могла позволить себе провалиться в книгу.
Но обновлять знания и углублять свои профессиональные навыки нужно. Я стала искать удобные для меня виды получения информации, и именно об этом я хочу поговорить сейчас.
Во-первых, я сразу хочу отметить несколько важных нюансов:
1. Есть понятие общего образования. Основа основ, которая подразумевает набор знаний на различные темы. Они ограничены, и, по моему мнению, должным входить в список обязательного для каждого человека.
Для примера: основы физиологии и биологии, важные исторические события, основные деятели в литературе, искусстве, политике. Кто, что, когда написал, сделал, открыл. Конечно, поэтому есть и произведения, которые нужно прочитать, для того, чтобы иметь возможность высказать своё мнение.
2. Жизнь разделяю на несколько периодов:
- Когда ты поглощаешь все знания для расширения кругозора и понимания себя. Это нужно, чтобы можно было определиться, что нравится, что нет. В чем призвание?
- Когда ты определился и начинаешь фокусироваться на определённой области и изучаешь информацию, имеющую к ней отношение, больше не размениваясь на всё подряд. Помните знаменитую фразу Шерлока Холмса: «Человек должен обставить чердачок своего мозга всем, что ему, вероятно, понадобится, а остальные знания он должен сложить в чулан при своей библиотеке, откуда может достать их в случае надобности».
Главное, учитывать пункт 1 об общем образовании, тогда не придётся вздыхать, как доктор Ватсон: «Как ужасно было бы жить в мире, где не с кем было бы поговорить о поэзии, о живописи, о политике… Где каждый знает только то, что ему нужно для дела…»
Во-вторых, я отношусь и всегда относилась к новаторам
К тем, кто стремится познать новое, модернизировать уже имеющееся, улучшить. Тут, конечно, тоже важно отметить, что прежде чем изобрести что-то, нужно изучить, а что уже есть. В противном случае вы можете застрять в изобретении велосипеда.
Есть мнение, что все открытия делались людьми, которые не знали, что так нельзя. Но при этом, эти открыватели очень хорошо знали отрасль, в которой работали. Понимали боли своего поколения, их потребности, и поэтому всё получалось.
Так вот, про чтение и его актуальность
Не стоит забывать, что за окном 21 век, в котором технологии развиваются каждый день. Люди делятся на типы восприятия информации: визуалов, аудиалов, кинестетиков, и есть ещё дигиталы, но сегодня не про них.
Вы можете сказать, что раньше жили с общей программой для всех и никто не помер, но ведь сколько людей страдало над страницами книг, потому что так надо, нельзя не читать, сейчас это вообще модно.
Сейчас любую книгу можно найти в формате аудио и даже выбрать приятного для себя чтеца, в котором вас будут устраивать тон голоса, эмоции и речь в целом. Также есть различные подкасты и обучающие видео.
У нас в семье все делятся на разные типы:
Я, второй сын и младшая воспринимаем информацию на слух, старшие дочери и старший сын — глазами.
Поэтому мы условились так:
- Когда речь о художественной литературе, то те, кому проще усваивать информацию на слух, могут не читать книги, а прослушать их. Поэтому у нас дома есть любители скупать печатные книги и собирать библиотеки, а есть те, кто слушают.
- Если речь о профильных знаниях или научных открытиях, можно находить информацию в роликах на ютубе, в подкастах различных специалистов. Главное условие: у выступающего должны быть основания вещать на эту тему: соответствующее образование, большой опыт работы или обширная научная деятельность. Это я проверяю перед тем, как дети начинают кого-то слушать. Они присылают мне список авторов, и я высылаю свою рецензию.
При всём этом у нас в дома царит культ книг
Я из всех командировок привожу дополнительный чемодан с книгами: различными новинками или пожеланиями детей.
Дочери росли на литературных вечерах, где взрослые, я и мои друзья, читали вслух, удобно рассевшись у кого-то в гостях. В то же время я покупала кассеты со сказками и включала детям фоном, пока они играют. Потом дочери сами с энтузиазмом поддерживали эту традицию и собирали свои коллекции.
А вот старший сын не хотел читать вообще. Поэтому мы и условились, что он выбирает удобный для себя формат. Так было до его 15 лет, потом он купил себе сам первую книгу, а дальше начал читать много и запойно. Но больше профильную литературу или научную.
Младший сын уже сейчас, ему 14, прочитал всю домашнюю библиотеку и просит обновлений. Но при этом он много слушает.
Вторая дочь слушает в машине радио-книгу «Звезда». Я под неё засыпаю, а ей интересно.
Поэтому эта статья про то, что если вам необходимы именно знания, то нет смысла ограничивать способы их доставки в мозг.
Если вам интересно, как научить ребёнка учиться эффективно, подписывайтесь на наш канал!
Автор: Евгения Арестова, педагог и создатель авторских курсов личностного роста, собственник и руководитель строительного инвестпроекта, блогер, мама пятерых детей. Пятая дочь невербальный аутист. Трое детей отучились на СО и закончили вузы, четвёртый сын учится на СО.
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Читайте также статьи автора:
Как привлекать детей к домашним делам, когда они не хотят. Система многодетной мамы
Читайте статьи старшей дочери автора, Алисы:
Никаких куриных лап: как улучшить почерк даже мальчику