Сейчас, наверно, будут выживать. Внезапно от Ридли Скотта: ну очень мрачный триллер.
(The Counselor, 2013, США)
Чего уж там: иногда даже титанам Голливуда хочется вновь почувствовать себя, как в молодости - творцами простых картин со скромным бюджетом и без толстого слоя цифровых эффектов. После чего они и снимают: Майкл Бэй - свои "Pain & Gain", братья Руссо - "По наклонной", Рон Ховард - "Гонку", Спилберг - "Список Шиндлера", ну а Ридли Скотт - вот, "Советника". Всего-навсего за смешные по меркам дедушки Ридли, 25 миллионов долларов.
Даже не зная имени сценариста, на просмотра "Советника" вы можете ощутить странное дежавю. Но не от того, что ранее видели похожую историю - вовсе нет, - а от, скажем так, характерной формы и настроения ее подачи. Ощущение надвигающейся беды и сгущающейся безнадеги на фоне мексиканских кактусов и картелей, а также лицо Хавьера Бардема с глупой прической... хм... Весьма стойкие ассоциации, а вот с чем именно...
Ну разумеется - со "Старикам тут не место"!
И неудивительно, ведь сценарием (и продюсированием) "Советника" тоже занимался Кормак МакКарти, по чьей книге братья Коэны сняли свой четырежды оскароносный триллер. И по чьей книге снята "Дорога" Хилкоута - тоже адский мрачняк, правда, уже с закосом в заунывность.
Впрочем, для Скотта МакКарти оказал ещё большую честь: предоставил собственноручно сделанный, оригинальный сценарий. Вот почему в "Советнике" и ощутим столь отчетливый дух и привкус "Стариков...". Да просто 80-летний Кормак и 76-летний Ридли, взяв в охапку беспроигрышного Бардема, решили нарубить своих Оскаров по проверенной формуле!
Почему нет? Раз уж Коэнам это удалось, то почему Скотту с такими же компонентами - "МакКарти + Бардем + криминальный жесткач про Мексику", - не удастся?
К сожалению, пословица не лгала: дважды войти в одну и ту же реку не получилось.
Нетипично безжалостную для Ридли картину прокатили с наградами везде, где только можно, хотя в "мировом" итоге она и выползла еле-еле на трехкратную кассу. И даже участие помимо Бардема еще целого выводка звезд - Майкл Фассбендер, Пенелопа Крус, Брэд Питт, Кэмерон Диаз, Эдгар Рамирес, Джон Легуизамо, Дин Норрис, - не вызвало особого зрительского ажиотажа. Равно как и напоминание, что эту историю снял не абы кто, а создатель "Чужого", "Гладиатора" и "Падения Черного ястреба".
А между тем, если вы сразу настроитесь на предельно суровый, без хиханек, лад, с давящей, словно бетонная плита, сюжетной атмосферой, то "Советник" вполне рискует вам понравиться.
И пусть безмятежность и неспешность сюжета поначалу вас не расслабляет. Уже скоро главный герой этой драмы, безымянный юрист, коего все кличут Советником (Фассбендер), захочет еще больше вагонов денег, чем у него уже имеется. А где можно быстро их приумножить? Конечно, на вложениях в поставки популярного товара, идущего из Южной в Северную Америку через Мексику! И речь, ясен фикус, идет не о кофе, попугаях и шляпах-сомбреро.
Ну вот Советник и встрял по самые уши в незнакомую для себя, "чисто пацанскую тему". А ведь его предостерегали: даже одну накладку в поставках его новые бизнес-партнеры ему не простят.
И надо же так совпасть, что такая накладка вскоре и случилась!
И, конечно, посмотреть "Советника" можно хотя бы ради одной из лучших и крутейших ролей Кэмерон Диас. Которая тут изображает из себя вовсе не пустоголовую балаболку - некогда ее излюбленное амплуа, - а львицу повышенной махровости. Способной на всё, вплоть до того, что даже сесть на... волочковский шпагат на лобовом стекле "феррари", если в ее коварные планы входит такой выкрутас (не пропустите эту шикарную сцену).
***
В общем, поклонникам творчества не столько Ридли Скотта, сколько люто мрачного Кормака МакКарти это кино и посвящается. Ибо они - те поклонники, - ребята, привычные к таким душераздирающим сюжетам и могут находить в них свою красоту и гармонию.
Всех же прочих здесь ждёт эмоционально некомфортная, порой затянутая и не всегда внятно изложенная история, что вряд ли доставит вам удовольствие. Особенно, если вы сели расслабиться перед телеэкраном после суетливых рабочих будней.
P. S. Кстати, если все же рискнете ее посмотреть - не пропустите и "чеховское ружье", которое Ридли Скотт повесит на сцене в начале и выстрелит из него ближе к концовке. Тогда, когда вы уже успеете про него позабыть. Причем бабахнет оно так внезапно и дико, что легкое потрясение вам обеспечено.