Мы все с вами хоть что-то читали или смотрели о войне. Чаще всего со страниц книг и с телеэкранов «суровую правду войны» нам рассказывают ее непосредственные участники. Свои переживания и воспоминания они передают нам для дальнейшего осмысления. Нужны ли нам эти мемуары? Безусловно, нужны. Они оживляют картины прошлого, дарят чувство сопричастности.
Задачей историка здесь становится лишь проверка мемуаров на соответствие действительности.
С момента начала Курской битвы прошло почти 80 лет, а в массах по-прежнему гуляют о ней какие-то невнятные слухи. Когда-то давно балом правила советская мемуаристика. Она показывала события 1943 года несколько однобоко и не без недостатков. После развала СССР этот подход стал яростно критиковаться. Ругались (и до сей поры ругаются) на излишнюю идеологизированность, плохое знание противника (сплошные "тигры" и "пантеры" кругом), необъективность и т.д. В итоге советские мемуары теперь в значительной степени дискредитированы в глазах общественности.
Свято место пусто не бывает. На смену советским мемуарам пришли мемуары немецкие. Как ни грустно констатировать: солдатам и офицерам «бывшей гитлеровской армии» (так их именовали в советских документах) сейчас у нас верят больше. Верят на слово даже профессиональные историки.
На практике это выглядит довольно просто. Например, Р. Тёппель в книге "Курск 1943. Величайшая битва Второй мировой войны", описывая бои 5 июля 1943 и наступление 41-го танкового корпуса зачем-то сбивается на описание действий «Фердинандов». Автор довольно подробно расписывает достоинства этих машин, а также подкрепляет свои слова выдержками из отчетов и дневниковых записей немецких солдат и офицеров. Это у него занимает по объему почти 2 страницы. К концу этого страстного монолога так и хочется назвать «Фердинанд» недооцененной машиной Второй мировой войны.
Нда. Только вот автор, рассказывая об успехах «Фердинандов» в борьбе с советской пехотой, слишком увлекается. Он забывает о необходимости проверить слова членов экипажей «Фердинандов». Здесь и начинается самое "вкусное".
Во-первых, «Ферды» поддерживали 86-ю пехотную дивизию немцев. А она понесла самые тяжелые потери среди всех дивизий 41-го танкового корпуса 5 июля. Наступавшая рядом 292-я пд пострадала меньше, хотя советскую оборону тоже прорвала.
Во-вторых, «Фердинандам» и самим «прилетело» неслабо. Да, пробить их слоновью броню было очень сложно. Да, они легко ломались самостоятельно и вязли в грязи. Да, большинство повреждений от минного оружия устранялось в полевых условиях. Но иметь в строю из 45 машин всего 12 к вечеру 5 июля – это результат впечатляющий.
Любого советского командира за подобный успех сегодня долго бы поливали грязью в интернете.