Всем доброго, история моя начинается в +/- 1996г. Загорелся я фотографией и сдуру выменял колонки Амфитон (читай S-90) на Зенит и еще кучу фото-лабораторного хлама в придачу. Хотя нет - хлам мне отдали взамен магнитофона Илеть 1ХХ, магнитофон на тот момент был неисправен и душа за ним не болела.
А ведь отец предупреждал - Вася, фото "перегорит", а музыка то на всю жизнь! Как в воду глядел.......
Прошло пару месяцев, фото-дело освоил от спуска затвора до сушки карточек в "глянцевателе" и начали меня посещать мысли.....
Не моё это.....
Лопатки вывернул, а локотки укусить так и не получилось.....
Помнится летом принесла мне бабушка динамик, ГДС20, забрала у какой-то клиентки, говорит лежал в беседке на столе. Хозяйка поведала, что динамик на выброс, ибо внук спалил, где-то нарыл новый, а этот в утиль.
Динамик ясное дело, был скорее мертв чем жив.
Полежал он у меня в столе с неделю и решил я его разобрать и посмотреть, как же "сгорают" динамики.
Уж не знаю чем он был склеен при рождении, но разобрался весьма легко, - есть подозрение, что клеили их тогда единственным из существующих в огромных объёмах клеем БФ-2. Так вот - клей отличный о чем чуть позже, но ежели его не "запекать" после высыхания, отстает только в путь!
Обнаружилось, что динамик не сгорел в буквальном смысле, но из строя все таки вышел - катушку сорвало с каркаса и затягивая в магнитную систему оборвало провод.
Это был первый в моей истории ремонт динамика.
Провод старый выбросил, а новый взял из ТВС подопытного телевизора, в телевизоре все блоки кроме УНЧ были отключены и потихоньку разбирались на запчасти.
Какое сопротивление получилось понятия не имею. Из измерительных приборов был простейший пробник на базе стрелочного индикатора уровня от того же "Илеть", второй индикатор трудился в качестве "спидометра" о котором я рассказывал в этой статье.
Динамик после сборки заработал и использовался в самодельной АС в паре с 3-ГДШ от телевизора.
Мучения по поводу утраты Амфитонов продолжали разгораться. Уже был готов вернуть "хорошему" человеку все барахло, только бы колонки вернул. Человек-то явно не дурак - такого добра у него валом и в "веселые" 90е оно, добро, в отличии от S-90 ни чего не стоило.
Никакие уговоры не помогали, а еще через пару недель колонки исчезли из моего поля зрения - "хороший" человек их продал. Обиде на "менялу" облапошившего дитя и злости на себя не было предела!!!
И вот как то раз, дядя Витя мне показал очередное приобретение. Акустику от "Комета 225".
В одном из громкоговорителей отсутствовал НЧ динамик.
- Если найдешь что туда запихать, отдам за 600 000р сказал дядя Витя.
Чтобы читатель понимал, какая это сумма в то время, скажу, что тремя годами позже, в 1999г с учетом деноминации у меня зарплата была 500р (скотник в местном плем. предприятии). (да да - работать я начал в 17 лет).
Бегом к маме, а потом к бабушке - сумму удалось собрать в два дня. Пока клянчил деньги, дядя Витя пристраивал мой ГДС-20 в колонку.
- Да он точно такой как и нужен! Заявил с видом эксперта Виктор Иванович, но цену не скинул. (в оригинале там 25-ГДН)
Конечно же я не сказал, что динамик из ремонта, а дядя Витя при прослушивании сказал, - ммм.... КРАСОТА!!!
Потом уже дома я заметил, что если их подключать "правильно" - то есть соблюдая полярность, низкие частоты, из-за акустического короткого замыкания взаимоуничтожаются. Перепаял заново и слушал их года эдак до 2002-2003 примерно.
Динамики с тех пор ремонтировал не сказать, что потоком, но приходилось.
И вот настал день первого "коммерческого" ремонта - в 2015г брат позвонил и спросил, занимаюсь ли я ремонтом сабвуферных авто-динамиков?
Не долго думая я решил попробовать и согласился.
Привезли мне лютого монстра с двумя обмотками и проводом диаметром больше полу миллиметра. При чем одна обмотка была снаружи каркаса, а вторая изнутри!!! Провод был выжжен дотла! Сам же хозяин (видимо где-то прочитал, что так можно) попросил "умощнить" обмотку - взять провод потолще!
Провод аккурат подошел из петли размагничивания лампово-полупроводникового цветного телевизора - что-то в районе 0,65-0,67мм.
Такого лопуха решил мотать на эпоксидный клей, понятно, что никакие моменты, 88ые и ПВА тут не годятся.
Отремонтировал достаточно быстро и взял чисто символическую плату, ибо "первый клиент".
Через месяц "клиент" прибыл вновь, с тем же динамиком!
- Что-то замолчал!
Результат осмотра после вскрытия меня слегка удивил. Катушка цела и на месте, даже лак не потемнел, но обе катушки в обрыве!
Дальнейшее изучение "мотора" повергло в шок!!!!
Подводящие провода, выгорели!
Провод пришлось заменить.
И тут понеслось - за эти годы было отремонтировано пару сотен головок.
Были и полностью алюминиевые (кроме подвеса и шайбы) и с пластиковыми диффузорами, были даже с плоским проводом, (перематывал круглым и все гуд).
Всегда брал немного и повторных ремонтов случалось мало, а те, что случались, были связаны с идиотами и однажды с некачественным клеем. Товарищ привез через пару дней и сказал, что даже на "полную" не включал. Оказалось, что эпоксидка просто рассыпалась в мелкую труху, а провод таки-да, не потемнел - то есть, динамик явно не перегружали.
Но вот в последнее время столкнулся с исчезновением провода в магазинах моего QTH!
Последний динамик, прежде чем я смог раздобыть провод, пролежал у меня пол года! Стыдно перед клиентами.
Вторая причина по которой я решил завязать с этим делом банальна, лень и малый выхлоп, брать как берут некоторые я не могу, а после этих некоторых (что очень часто встречается) ремонт превращается в реставрацию. По итогу я имею с такого ремонта меньше 1000р, а трачу на него уйму времени и порядка 400 денег, не выгодный бизнес однако!
Далее если и буду этим заниматься, то только для себя или по дружбе с потенциальным клиентом.
История же последнего коммерческого ремонта "реставрации" будет в новой статье - будет интересно.
Спасибо за внимание и до скорого!