Найти в Дзене
Тёмный историк

Три белогвардейца, которые начали Гражданскую войну в Красной Армии

Оглавление

Далеко не все «будущие белогвардейцы» оказалиь в лагере противников большевиков прямо с ноября 1917 года. Я бы даже сказал, что первые антисоветские отряды были совсем крохотные.

А вот в 1918 — 1919 годах белых стало сильно больше. Причем некоторые из них... успели послужить и в Красной Армии. Ведь большевики с лета 1918 года проводили мобилизации бывших офицеров. Некоторые офицеры оказались у красных из-за патриотических соображений (борьба с немцами), но после Брестского мира, разумеется, разочаровались в коммунистах. Кто-то с самого начала работал на белое подполье, а другие просто искали «местечко получше». Сегодня — о трех деятелях белого движения, которы изначально оказались у красных.

Владимир Оскарович Каппель тоже едва не оказался у красных.
Владимир Оскарович Каппель тоже едва не оказался у красных.

1. Александр Иванович Андогский.

А.И. Андогский к 1917 году был очень опытным военачальником. Окончил Николаевскую академию Генерального штаба, участник Русско-японской и Первой мировой войн. Александр Иванович в 1914 году сумел прорваться из немецкого окружения. С 1917 года — генерал-майор.

И изначально Андогский оказался у большевиков. Более того, он принимал участие в переговорах с немцами, перед Брестским миром. Александр Иванович являлся, помимо прочего, начальником Николаевской военной академии.

И здесь произошло «судьбоносное», во многом случайное событие: Николаевскую академию большевики перевезли сначала в Екатеринбург (опасаясь немецкого наступления), а потом — в Казань (из-за выступления чехословаков).

Александр Иванович Андогский, начальник Николаевской военной академии.
Александр Иванович Андогский, начальник Николаевской военной академии.

Однако, Казань, фактически «вопреки» (вопреки, в том числе, планам и приказам командования) захватил молодой военачальник Народной армии Комуча — Владимир Оскарович Каппель. И... большая часть личного состава военной академии перешла на сторону противников большевиков, вместе с Андогским.

Можно сказать, Александр Иванович оказался у белых почти что случайно. Более того, некоторые чины этой военной академии потом опять... окажутся у красных.

Но не Андогский. Александр Иванович служил у Колчака, потом — стал военным преподавателем у белых на Дальнем Востоке, до 1922 года. В эмиграции, как крупнейший военный специалист, читал лекции... наследному принцу Японии, будущему императору Хирохито!

2. Станислав Никодимович Булак-Балахович.

Довольно известная фигура. И это не должно удивлять: Булак-Балахович «засветился» буквально у всех, у кого только можно было. Русская армия, Красная Армия, Псковский добровольческий корпус, Северо-западная армия Юденича, «Партизанская Белорусская дивизия», Русская народно-добровольческая армия, польская армия... это ведь так уметь надо. Потрясающий авантюрист. Однако, последний его бой состоялся в 1940 году: Балахович попытался организовать партизанский отряд против немцев.

Станислав Никодимович Булак-Балахович.
Станислав Никодимович Булак-Балахович.

И да, Гражданскую Балахович начинал именно у красных. Во главе 1-го конного полка Булак-Балахович подавлял антисоветские крестьянские выступления. Но делал это таким образом, что скоро сами красные забеспокоились: Станислав Никодимович «меры не знал», жестко подавляя любое недовольство.

«...отряд вел явно провокационную работу в деревне. На его зверские «реквизиции» и вообще его манеру от крестьян постоянно приходилось слышать жалобы...» (с) из доклада председателя Псковского губисполкома.

Ну а в ноябре 1918 года, поняв, что рано или поздно за него «возьмутся», Балахович, вместе со своим отрядом, перешел к белым. Где его сразу повысили до ротмистра. А у поляков он вообще станет генералом армии.

3. Анатолий Леонидович Носович.

Как видим, случаи перехода были разные. Андогский оказался у белых едва ли не случайно. Балахович с кем только не «работал», от красных до поляков. Ну а история Носовича тоже в чем-то «уникальна».

Анатолий Леонидович Носович.
Анатолий Леонидович Носович.

Ведь у красных он являлся не абы кем, а аж начальником штаба Северо-Кавказского военного округа. Но на самом деле А.Л. Носович сочувствовал белым. Его арестовал И.В. Сталин, но освободил Л.Д. Троцкий. Да, Сталину за период Гражданской войны несколько раз пришлось столкнуться с вот такими вот «подпольщиками».

А что же Анатолий Леонидович? А он таки сбежал к белым, причем вместе с секретными документами. Забавно, что вместе с Носовичем сбежал и «партийный работник Бутенко» (Б.А. Шехаев. Боевая жизнь 16-й стрелковой...).

У белогвардейцев бывший полковник Русской императорской армии занимался контрразведкой и борьбой с партизанами. Потом жил в Ницце.

А.Л. Носович, С.Н. Булак-Балахович, А.И. Андогский.
А.Л. Носович, С.Н. Булак-Балахович, А.И. Андогский.

И таких историй было достаточно много. Иногда попавшие к белым вновь оказывались у красных.

Как Аполлон Яковлевич Крузе, который был сначала у красных, потом у белых, потом опять у красных. И даже стал единственным генералом и белой (у Колчака), и Красной армий, который прошел Великую Отечественную войну и не подвергался преследованиям... дела.

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:

О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.

О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.