Этот фильм 1990 года есть на ютубе. Под ним – меньше ста лайков. Я в недоумении. Ведь фильм – настоящий шедевр. Авилов в роли Арбенина ужасен и великолепен. Почему же никто не смотрит фильм?
Я нашла разгадку на сайте, посвящённом Авилову. Оказывается, фильм долгое время считался потерянным. Но группе неравнодушных людей удалось отыскать в архиве 5-го канала пропавшую копию «Маскарада».
Теперь этот фильм могут посмотреть все. А посмотреть стоит! Игра Авилова просто завораживает, недаром он высоко ценил эту свою роль.
Но не только Авилов играет превосходно. Марина Зудина в роли Нины так же хороша.
Как она прекрасна, обаятельна и чиста. И чувствуется, что она непритворно любит своего мрачного мужа, который вечно, чёрт побери, чем-то недоволен.
Когда Нина говорит мужу, что она готова «оставить балы, пышность, моду и эту скучную свободу» и уехать жить с ним в деревню, ты ей веришь.
- На картине ниже – типичный маскарадный костюм того времени: просторный плащ-домино с капюшоном. Так одевались дамы, которые не хотели шить замысловатых костюмов. Они надевали домино поверх обычного бального платья.
Нина убедительна в своих оправданиях. Наблюдая за ней, ты понимаешь, что браслет она потеряла случайно и что никакого любовника у неё нет, что такое предположение нелепо и оскорбительно.
Но Арбенин не верит. Он «знает наизусть» всё, что должна сказать в такой ситуации неверная жена. Ну ещё бы! Ведь он столько раз соблазнял замужних дам, как же ему верить в женскую порядочность.
И когда Нина трогательно признаётся ему в любви, она слышит в ответ зловещий, дьявольский смех.
И эту издевательскую фразу: «Ну, по чести, признанье в пору»...
Выплеснув на жену кучу негатива и вдоволь накривлявшись, Арбенин грозит Нине местью.
К этому моменту мрачный неадекват уже просто достал её. Она прямо, с некоторым вызовом смотрит ему в глаза и спрашивает: «Кому ж ты хочешь мстить? Не мне ль? Что ж медлишь ты?»
На это Арбенин отвечает «Геройство к вам нейдет»…
И тут становится ясно, что этот словесный поединок он бесславно продул жене. Остаётся лишь нести чепуху и упорствовать в своих заблуждениях.
Нина оказалась выше и мудрее своего мужа, который «всё перечувствовал, всё понял, всё узнал». Потому что она порядочней. А порядочность и душевная чистота – это сила.
К сожалению, чистота – слабая защита против коварства. А Арбенин коварен. И какого же он высокого мнения о себе! Одна сплошная гордыня. Сколько он грешил? Но при этом не хочет, чтобы ему воздалось той же монетой. О нет, на такое он не согласен.
Тут, конечно, возникает естественный вопрос… А как Нина могла полюбить такого мрачного типа и согласиться выйти за него замуж?
Наблюдая за игрой Виктора Авилова, это можно понять.
В хорошем настроении Арбенин похож на большого доброго пса. Ласковый, заботливый, преданно взирающий на свою хозяйку…
Но вдруг в его душу закрадывается страшное подозрение… И его лицо мгновенно меняется, делается поистине страшным.
Это не опишешь словами. Это нужно смотреть.
Кстати, фильм снимался вскоре после того, как Авилов сыграл графа Монте-Кристо:
«Узник замка Иф». Так ли ужасен Авилов в роли Монте-Кристо?
В этих двух ролях что-то общее есть.
И, мне кажется, «Крейцерова соната» Толстого несколько перекликается с лермонтовским «Маскарадом».
О моде того времени, когда происходит действие «Маскарада»:
Мода времён Пушкина. Рукав бальных нарядов со странным названием «берет».
«Венок с золотыми желудями»… Как Лермонтов тиранил влюблённую Сушкову, заставляя одеваться смешно.
Уважаемые читатели! Нажимайте на мою аватарку, чтобы увидеть все статьи, написанные за последнее время.
#кино #актеры #искусство #классика #семейные отношения