Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

Мода времён Пушкина. Рукав бальных нарядов со странным названием «берет»

Я писала о больших прозрачных рукавах под названием «жиго», которые были в моде в 1820-е и 1830-е годы:

Этот дивный прозрачный рукав… За что за дамы пушкинской поры его так любили?

В конце 1820-х в моду вошёл ещё один интересный рукав, который назвали «берет».

Шарль Буланже де Буафремон. Портрет графини Эмилии Соммарив Сейер, 1833 год.
Шарль Буланже де Буафремон. Портрет графини Эмилии Соммарив Сейер, 1833 год.

Если на него внимательно посмотреть, всё становится ясным. Этот пышный, приплюснутый рукав и впрямь похож на берет, который носили дамы на голове.

Причудливые женские береты пушкинской поры.

Франц Ксавьер Винтерхальтер. Женский портрет, начало 1830-х.
Франц Ксавьер Винтерхальтер. Женский портрет, начало 1830-х.

Как и почему такой рукав появился?

В середине 1820-х талии женских платьев вернулись на своё естественное место. Поначалу юбки были неширокими, а рукава бальных и открытых вечерних нарядов представляли собою «фонарики».

Женская мода во времена восстания декабристов.

Бальные платья княгини З.И.Юсуповой 1826 - 1827 годы.
Бальные платья княгини З.И.Юсуповой 1826 - 1827 годы.

А потом рукава и юбки начали расширяться.

Кажется, рукава даже опережали в своём росте юбки.

И модельеры изобрели рукав «берет», который заменил «фонарик».

«Рукав «берет» для вечерних нарядов (1829-1835) кроился как полный круг с обтачным разрезом с одной стороны для прохода руки; другая сторона собиралась в пройме, но оставалась плоской подмышкой. Он мог требовать жёсткой подкладки и часто увенчивался оборкой или «крылышком». (Джоаннн Нанн. «История костюма»)

Joseph Karl Stieler. Портрет баронессы Амалии Крюденер,1828 год.
Joseph Karl Stieler. Портрет баронессы Амалии Крюденер,1828 год.

То есть выкройка рукава «берет» представляла собой большой круг с дыркой посередине.

Кто умеет шить? Сталкивались с таким рукавом?

Карл Брюллов. Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией, 1830 год.
Карл Брюллов. Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией, 1830 год.
Luis de la Cruz. Мария Кристина де Бурбон Сицилийская, 1831 год.
Luis de la Cruz. Мария Кристина де Бурбон Сицилийская, 1831 год.

К 1834 году рукава и юбки бальных нарядов стали совсем пышными. Головные уборы, кстати, тоже.

Рукав «берет» уже провисает под собственной тяжестью. И становится очень широким.

Бальные наряды, март 1834 года.
Бальные наряды, март 1834 года.
Rene Theodore Berthon. Женский портрет, середина 1830-х.
Rene Theodore Berthon. Женский портрет, середина 1830-х.

На портрете Великой княгини Елены Павловны 1836 года мы видим огромные рукава, прикрытые такими же огромными «крылышками».

Это «лебединая песня» и рукава «жиго», и рукава «берет».

Мода бидермейера достигла некоторого абсурда. Скоро она изменится, и начнётся новая модная эпоха.

Как должны одеваться героини повести «Княжна Мери».

Великая княгиня Елена Павловна. Портрет с оригинала Тимофея Неффа, 1836 год.
Великая княгиня Елена Павловна. Портрет с оригинала Тимофея Неффа, 1836 год.

Мода времён Пушкина. Рукава вечерних нарядов в стиле средневековья.

Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!

#стиль #мода и красота #портреты #женщины #искусство