Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

«Маскарад» Лермонтова. Почему поступку баронессы нет оправданий? Об этом и парных браслетах

Во время маскарада баронесса Штраль решает открыть князю Звездичу свои чувства. Он начинает преследовать её, грозит сорвать маску и требует подарка на память.

Баронесса дарит ему браслет, который нашла на полу.

Поступок баронессы не просто «некрасивый». По мне, это подлость по отношению к даме, потерявшей браслет.

Мало того, что баронесса украла чужую драгоценность.

Она ещё и подвела под монастырь невинную женщину.

Кадр из фильма «Маскарад», 1990 год. Арбенин (Виктор Авилов) и Нина (Марина Зудина).
Кадр из фильма «Маскарад», 1990 год. Арбенин (Виктор Авилов) и Нина (Марина Зудина).

В те годы дамы часто носили парные браслеты. Они смотрелись на руках красиво.

Парные браслеты встречаются на портретах, где дамы в вечерних нарядах с длинными рукавами. Здесь браслеты похожи на драгоценные манжеты.

Barabas Miklos. Женский портрет, 1831 год.
Barabas Miklos. Женский портрет, 1831 год.
Франсуа-Жозеф Навез. Теодор Жозеф Жоне и его дочери, 1832 год.
Франсуа-Жозеф Навез. Теодор Жозеф Жоне и его дочери, 1832 год.

На многих портретах парные браслеты массивные. Приметная вещица, однако!

Jan Adam Kruseman. Olga Emilie Borski-Sillem, 1834 год.
Jan Adam Kruseman. Olga Emilie Borski-Sillem, 1834 год.

Парные браслеты носили и с вечерними платьями, имеющими короткие рукава, и с бальными. Иногда браслеты были частью драгоценной парюры, как на портрете ниже.

Félix De Vigne. Portrait of an elegant lady, 1829 год.
Félix De Vigne. Portrait of an elegant lady, 1829 год.

Почти нет картин, где дамы с браслетами и в перчатках. Ниже – одна из них. Здесь браслеты не парные. Они надеты выше перчаток.

«Как хороша была графиня!... На груди брильянты вокруг огромных изумрудов; над полуспущенными перчатками блестящие браслеты»… (Владимир Соллогуб, повесть «Большой свет», 1840 год.)

Браслеты могли надевать и поверх перчаток.

Antonio Maria Esquivel . Retrato de senora vestida de azul de Antonio Maria Esquivel, 1843 год.
Antonio Maria Esquivel . Retrato de senora vestida de azul de Antonio Maria Esquivel, 1843 год.

И вот, ситуация… Женщина теряет один из парных браслетов.

Что она должна делать?

Логично поискать такой же браслет в магазинах. Или заказать новый.

Также можно носить оставшийся без пары браслет как одиночный.

Дама в бальном наряде, 1830 год. Браслеты надеты поверх перчаток.
Дама в бальном наряде, 1830 год. Браслеты надеты поверх перчаток.

В драме "Маскарад" мы во всех подробностях наблюдаем, как подставила Нину баронесса Штраль.

Князь Звездич задался целью найти даму с таким же браслетом, как подарила ему загадочная незнакомка.

Первым делом он объездил все ювелирные магазины.

Ну а вдруг бы какой-то продавец вспомнил, кто купил эти парные браслеты. И назвал бы за деньги имя дамы.

Далее Звездич встречает Нину у баронессы и видит на её руке тот самый браслет - пару для браслета, что у него в кармане.

Вот она – незнакомка! «Господа гусары, вперёд»…

Кадр из фильма «Маскарад», 1990 год. Нина с недоумением слушает пылкие речи князя.
Кадр из фильма «Маскарад», 1990 год. Нина с недоумением слушает пылкие речи князя.

А теперь представим на месте Нины и её мужа других людей. Что это не Арбенины, а какие-нибудь реальные Вяземские.

Такая же ситуация, только дама не приглянулась Звездичу.

Добиваться её он не хочет. Но как удержаться и не растрепать всем знакомым о пикантном происшествии на маскараде?

И вот, порядочная дама появляется на светском приёме с «тем самым браслетом». А за её спиной все шушукаются… И нет уже прежней репутации и доброго имени.

А муж? Допустим, до него дойдут слухи, но он поверит жене, в отличие от Арбенина. Ему придётся вызывать негодяя на дуэль, и его - невинного человека! - могут убить…

В общем, я считаю, что поступку баронессы Штраль оправданий нет.

Кадр из фильма «Маскарад», 1990 год. Виктор Авилов в роли Арбенина.
Кадр из фильма «Маскарад», 1990 год. Виктор Авилов в роли Арбенина.

«Господин оформитель» с Авиловым и украшения стиля ар-нуво. Был ли Платон безумцем по меркам своей эпохи?

«Маскарад» с Виктором Авиловым. Гениальная экранизация Лермонтова, которую мало кто смотрел.

Знаменитый портрет Натальи Пушкиной. Могла ли она быть в этом платье, когда Пушкин увидел её первый раз?

Прелестные наряды и украшения на портретах неизвестных художников пушкинской поры.

Уважаемые читатели! Нажимайте на мою аватарку, чтобы увидеть все статьи, написанные за последнее время.

#кино #классика #мода и красота #искусство #женщины