Найти тему
DEVAR

Писатель и сценарист Мария Парфёнова: "Чудеса существуют – и появляются в жизни!"

Оглавление

Мария Парфёнова – режиссёр, писатель и сценарист анимационных сериалов «Сказочный патруль», «Сказочный патруль. Хроники чудес», «Лео и Тиг», «Четверо в кубе», «Кошечки-собачки», «Ми-ми-мишки», «Деревяшки» и многих других.

Недавно в издательстве DEVAR вышла написанная Марией книга-квест с дополненной реальностью «Сказочный патруль. Пять королевств». Оригинальный сюжет, которого нет в мультсериале, иллюстрации от студии «Паровоз» и 13 игр в дополненной реальности – с помощью смартфона или планшета читатели могут «оживить» любимых героев, отправиться в захватывающее приключение и помочь волшебницам преодолеть препятствия, чтобы спасти Кота Учёного.

Поговорили с Марией о вселенной девочек-волшебниц, узнали о тайнах появления сюжетов и производства мультсериалов, а также о том, как привлечь чудеса в жизнь.

-2

Сказочная психология

- Мария, расскажите о своей новой книге: что вы хотели донести до читателей?

- «Не бойтесь неудач!» - хотела я сказать читателям. Если вам не повезло (и если даже вам несколько раз в чём-то не повезло!), не вешайте на себя ярлык неудачника, а, несмотря ни на что, радуйтесь жизни и продолжайте пробовать вновь и вновь.

Герой этой книги – Кот Учёный – был рождён чёрным котом, но случилось так, что не везло именно ему. И он внушил себе, что во всем виновата его чёрная масть. Поэтому решил убедить своё окружение, что он вовсе не чёрный, а тёмно-серый. Но благодаря помощи девочек-волшебниц, вернувших его в детство, он прожил заново все самые значимые моменты из прошлого, сумел избавиться от навязанного стереотипа и стать счастливым.

- Книга ориентирована на детскую аудиторию, но поднимает много взрослых вопросов: и тема одиночества, и детские психологические травмы, которые потом влияют на жизнь, и общественные стереотипы – например, в отношении тролля и дракона, которые оказались совсем не такими, как о них думали… несколько терапевтическая книжка получилась.

- Это вы правильно подметили. У меня в жизни два больших увлечения – писательство (оно же сценарное искусство) и психология. Мне нравится подход: если у тебя есть проблема – помоги себе сам. Ведь никто, кроме нас самих, не знает, что именно происходит у нас в душе. Но чтобы разрешить проблему, нужно изучать и знать инструменты самопомощи. Я с удовольствием изучаю и детскую, и взрослую психологию. Мне кажется, это помогает лучше понять себя и людей вокруг. Поэтому я пытаюсь через яркие художественные образы в игровой форме донести до людей какие-то мысли, которые, возможно, облегчили бы им жизнь: не бойтесь, будьте открыты новому, знакомьтесь, дружите! Если мои книги помогут детям и принесут им радость, я буду счастлива.

-3

- А ещё интересно наблюдать, какую тактику избирают девочки-волшебницы, чтобы находить компромиссы и договариваться. Ведь у вспыльчивой Алёнки и деликатной Снежки совершенно разные модели поведения. Уроки конфликтологии на сказочном материале?

- Да, мы специально сделали девочек разными: Алёнка – экстраверт, Маша – сангвиник, Варя – холерик, и немного меланхоличная, чуть-чуть наивная, Снежка.

Мы разложили основные черты характера людей на четыре части и стараемся показать, что договориться и подружиться можно почти с каждым человеком, потому что в каждом можно найти хорошее. Единственное, что нужно обязательно делать – говорить: не надо держать в себе обиды или стесняться спрашивать и показаться смешным. Иногда это бывает непросто, но вести открытый диалог, узнавать о мыслях и желаниях других и прямо говорить о своих – очень важно. И через образы девочек мы показали, как можно найти общий язык с кардинально непохожими на тебя персонажами.

Кто кем руководит

- Когда вы придумываете героев и развиваете сюжетные линии, кто кем руководит: вы ими или они вами?

- Сюжет приходит в голову откуда-то сверху. Бывает, сажусь, думаю, о чём бы написать, а потом у меня открывается какая-то «писательская чакра», как я её называю, и мысли сами потоком льются. В этот момент я чувствую эйфорию, будто моей рукой кто-то водит. А потом начинается вторая стадия: всё написанное я проверяю холодным критичным умом, правлю нестыковочки, шлифую сюжет.

- Что-то может пойти не так?

- Главное – сюжетный стержень, как раз то, что хотел сказать автор. Если это можно сформулировать в пару коротких чётких предложений, значит, книга получилась. Если нет – что-то не то, надо думать ещё.

На сюжетный стержень можно уже накрутить и приключения, и арку персонажа. Я даже это работой назвать не могу – чистое творчество! Мне не может не нравиться то, что я делаю, иначе бы я этого не делала.

- Чем новая книга кардинально отличается от вашей предыдущей, «Сказочный патруль: потерянные сказки»?

- Общее у них только одно – вселенная сериалов «Сказочного патруля» и «Хроник чудес». Это девочки-волшебницы, с которыми хорошо знаком зритель. Их характеры, мышление, детали менять нельзя. Но приключения разные и ведут они себя в них по-разному.

Есть такой нюанс. Производство сериала накладывает некоторые ограничения на сценарий: мы не все фэнтезийные локации можем себе позволить реализовать или, например, не можем «населить» одну серию большим количеством персонажей. Поэтому книга может быть более насыщенна событийно, а автор может творить всё, что вздумает, без серьёзных ограничений. Ведь над ним нет ни продюсера, ни режиссёра - они очень активно участвуют в создании серии (и это правильно, потому что сценарист придумывает идею, а воплощает её режиссёр).

Книги для меня – отдушина. Здесь я как захотела, так и воплотила свой замысел. Меня приятно удивило, что редактор не вмешивается в сюжет. Наверное, в этом основное различие киноиндустрии и книжной индустрии. Работа над книгой доставила мне большое удовольствие.

Но есть и обратная сторона медали. Если у читателя появляются вопросы или неприятие – это тоже напрямую адресуется автору. Большая ответственность (но и большое счастье!) нести свою мысль читателю напрямую.

-5

Как волшебство приходит в дом

- «Пять королевств» – это оригинальная история, то есть она не входит в сериал. Почему именно такой сюжет появился, были ли другие варианты?

- В данном случае ко мне обратилась редактор, с которой мы раньше работали, и предложила сделать интерактивную книгу. Я попросила дать какие-то вводные: это будет книга о большом путешествии, или какая-то драма одной из героинь, или что-то ещё?

У меня всегда припасены несколько сюжетов. «Патруль» развивается – третий сезон заканчивается и планируется четвёртый, поэтому надо думать наперёд: текущие серии готовятся, интрига сезона прописана, и нужно понять, что будет дальше. Между делом я придумываю новые приключения юных волшебниц и записываю их в специальный файл.

Поэтому когда в DEVAR меня попросили историю про путешествия, которая красиво покажет дивный широкий мир, я сразу поняла, какой будет эта история. И в качестве интриги взяла приключения Кота Учёного, которого зрители и читатели очень любят, но недостаточно много знают о его прошлом.

Всё это удачно соединилось и позволило издателям развернуться с интерактивом. Ведь книга «Пять королевств» обладает невероятной особенностью: герои в ней оживают в дополненной реальности! И когда я сама попробовала оживить персонажей, это был настолько ошеломительный опыт! Волшебницы появляются прямо дома, а ещё с ними можно взаимодействовать. Сказка сама приходит из книжки!

- То есть вы воспринимаете дополненную реальность не как баловство, а как полезную инновацию? Ведь ваших персонажей и так можно увидеть в мультфильме, а не только представить по описаниям книги и статичным иллюстрациям.

- Для меня это был очень интересный опыт!

И я считаю, что за книгами с дополненной реальностью – будущее. Потому что все мы смотрим фильмы или анимацию, сопереживаем героям, но ничем не можем повлиять на сюжет. А очень хочется! А здесь, благодаря интерактивам, можно почувствовать себя полноценным участником приключений.

Когда друзья или читатели просили меня подписать книгу «Потерянные сказки», я писала: «Верьте в чудеса – они существуют!». Теперь, когда мне принесли на подпись не просто бумажную, а интерактивную оживающую книгу, я пишу как бы продолжение: «Чудеса существуют – и появляются в жизни!». Книгу можно читать, смотреть, играть с ней, взаимодействовать с персонажами – и это очень-очень здорово, настоящий прорыв в книжной индустрии!

Как стать почётным мышкинцем

- Тогда про чудеса, которые пришли в жизнь. Действие сериала и книг разворачивается в Мышкине: реальный город фигурирует в воображаемом мире. Сложно ли сочетать сказку и реальность?

- Да, город Мышкин действительно существует. Расположен он в Ярославской области. И у него есть красивая легенда. Князь Фёдор Михайлович Мстиславский, будучи проездом в тех краях, утомился в дороге и прилёг поспать на берегу, его чуть не ужалила змея, но по нему пробежала мышка и вовремя разбудила. В честь этой мыши и был назван новый город, основанный в этом месте на берегу реки Волги.

До старта сериала мы были в Мышкине, и он нас очаровал. Небольшой, но очень уютный город с музеем мыши, плюшевыми игрушками и самоварами. Его камерность и внедрённые повсюду персонажи рождают ощущение, что в обычном с виду городе есть какая-то тайна, а из окружающих его лесов вот-вот выйдет леший – чайку попить из самовара!

Поэтому мы придумали такой ход. Вселенная сериала строится на том, что волшебные существа находятся среди нас. Но они здорово ассимилировали и нашли своё место в современном мире, поэтому мы не замечаем, что дворник, подметающий листву, это Леший, а библиотекарь – Баба Яга. Это всё гармонично переплелось и помогло нам поддерживать сказочный антураж, но не терять связь с реальностью. Наши герои – современные персонажи: они не только в волшебном колледже учатся, но и проходили практику в обычном мире, и преодолевали те же проблемы, с которыми сталкиваются все дети или подростки.

Интересный момент. Мэр города Мышкин очень любит наш сериал и на одном из городских праздников присвоил нашему выпускающему режиссёру звание «Почётный мышкинец» за отличное продвижение города. Ведь когда вышел сериал, туристов у них стало ещё больше.

- Книга «Пять королевств» заканчивается фразой о том, что в Мышкине есть примета: если дорогу перешёл чёрный кот – это к счастью. Это ведь вы придумали?

- Да, придумала! Но считаю, что всё в наших руках, а ещё точнее – в голове. Если верить в свою удачу, то, несмотря ни на какие приметы, она обязательно придёт.

-7

«За каждой сверхсилой стоит не только огромная ответственность, но и огромное ограничение»

- Вас вдохновляет русский фольклор?

- Да, я очень много сказок в детстве читала, а в университете писала дипломную работу по русскому фольклору. И узнала много интересного: из какой мифологии пришли персонажи, какой в них вкладывался смысл.

Если вы обратите внимание, в «Сказочном патруле» нет плохих героев. Потому что если внимательно изучать источники, то все отрицательные персонажи в фольклоре были придуманы, чтобы защитить ребёнка от необдуманных шагов. Наш фольклор – бесконечный кладезь вдохновения и знаний.

- Кто ваш любимый фольклорный персонаж?

- Баба Яга! Это настолько неоднозначный персонаж! То она детей похищает, то главному герою помогает. У неё огромный диапазон возможностей: от мелких пакостей до ключевых подсказок, которые спасают героя.

И если обращаться к фольклору, за образом Бабы Яги скрывается бабка-повитуха, которая «перепекала» недоношенных и слабых детей в тёплой печи – это был некий лечебный обряд, который помогал физически укрепить ребёнка.

А ещё я очень люблю советские фильмы режиссёра Александра Роу, все сказочные персонажи в его фильмах потрясающе харизматичные.

- А если бы вы могли обладать сверхсилой, какую бы выбрали?

- Ой… я, наверное, не стала бы выбирать сверхсилу. За каждой сверхсилой стоит не только огромная ответственность, но и огромное ограничение.

Выберешь исполнение желаний – всё будет легко даваться, снизится ценность и радость от желаемого, выберешь бессмертие – скучно жить станет, если ты не осознаёшь конечность жизни… Нет, я бы оставила сверхсилы волшебным существам, а мы, простые смертные, своим путём пойдём. И, в силу своего разумения, будем всё время потихонечку стремиться к новым знаниям.

- А по какому принципу вы выбирали, какими сверхсилами наделить персонажей «Сказочного патруля»?

- Задумка в том, что наши волшебницы обладают магией стихий: огонь, воздух (ветер), земля и вода (лёд). Четыре элемента и пятый, объединяющий их, – умение быть вместе и действовать сообща.

Про детей и родителей

- Почему изначально взяли только девочек?

- Поскольку это сериал, существуют некие пожелания от продюсера. Пять лет назад среди персонажей была нехватка юных волшебниц, которые полюбились бы девочкам, и на кого они стремились бы быть похожими.

А потом оказалось, что нас смотрят не только дети, но и подростки, не только девочки, но и мальчики. Когда мы пригласили фанатскую группу сериала в гости на нашу студию, то были удивлены, что почти половина из них – рослые парни. И они на полном серьёзе обсуждают перипетии сериала, просят добавить в сюжет парней, показать взросление… очень интересно было с ними пообщаться!

Мы поняли, что стали шире своей задумки, и начали вводить магов и мальчиков. Саша и Вася – не волшебники, но они великолепные помощники в приключениях наших девочек.

- В каких отношениях эти дети с родителями?

- У всех разные истории – как и в жизни! Потому что чем ближе к жизни, тем интереснее смотреть. У Снежки родители, которые принимают ребёнка таким, какой он есть, со всеми его неудачами и промахами. У Маши креативные путешественники и писатели, которые призывают идти по их стопам, но если ребёнок выбирает свой путь, воспринимают это спокойно. Родители Вари не приняли её желание стать путешественницей, и у них возник конфликт, который мы будем дальше развивать, чтобы показать способы его разрешения.

-8

- Поскольку вы интересуетесь детской психологией, какие пять книг вы бы рекомендовали прочитать родителям вместе с детьми?

- «Том Сойер» Марка Твена. «Вафельное сердце» Марии Парр. «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса. «Мальчик и тьма» Сергея Лукьяненко. И все мы знаем про Тарзана, но не все в курсе, что о нём написано 15 книг Эдгаром Берроузом – и они очень увлекательные.

- И топ-5 книг для взрослых?

- Владимир Леви «Куда жить», книги по практической психологии Михаила Литвака, «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса.

«Можно немного «поиграть в бога»

- Какая роль вам ближе и желаннее на данный момент: режиссёра, писателя, сценариста или креативного директора?

- Я прошла путь от аниматора до сценариста. Сначала я сама рисовала и оживляла персонажей. Потом была режиссёром. Но остановилась на сценарке: когда я была режиссёром, столкнулась с дефицитом сценаристов – нечего было брать, если только не переснимать готовые известные произведения. Так что в какой-то момент я начала сама себе писать и очень в это втянулась.

Человек развивается и меняется, но на данный момент сценарист для меня – самое лучшее. Тут можно немного «поиграть в бога»: ты придумываешь персонажа и создаёшь его судьбу. Это удивительная возможность проживать несколько жизней одновременно – здесь и драма, и юмор, и приключения.

- От каких факторов зависит конечный сценарий и продолжительность его написания?

- Продолжительность написания зависит от сроков сдачи серий. Хочешь-не хочешь, надо успевать всё делать в срок. Если какой-то затык, собирается креативная группа в виде режиссёра и продюсера, и начинается волшебное обсуждение. Которое действительно помогает! Когда ты проговариваешь какие-то моменты, решение находится проще и быстрее.

- Известна ваша история про спойлер в СМИ о злодее первого сезона, из-за которого в самом начале «Сказочного патруля» пришлось переписать сценарий. А случались ещё подобные ситуации?

- Да, в СМИ каким-то образом просочилась информация, кто будет злодеем первого сезона. Им должен был стать домовой, обиженный на людей за невнимание и принявший образ милого котёнка, в котором он и проникает в дом одной из героинь. Но так как интрига была раскрыта раньше времени, пришлось срочно переписывать линейный сюжет сезона. Так в нём появился Морок, чему мы в последствии были очень рады.

Со спойлерами, к счастью, подобного больше не было. Но был один удивительный момент, о котором я могу рассказать.

Морок – условный антагонист, который вызывает много вопросов. Во втором сезоне он исправился и стал хорошим. Зрители спрашивали – почему это произошло? А ещё он фигурировал как старый князь – зачем же мы его омолодили?

Открою небольшой секрет – это было решение руководства. В сериале не должно быть стопроцентных злодеев, у всех есть шанс исправиться. Нам рекомендовали подумать, как бы сделать так, чтобы Морок стал хорошим. Это было нетрудно – сезон заканчивался, Морока уже и так полюбили и особо плохим не считали.

А по поводу внешности – взрослого мужчину было бы трудно органично вписать в компанию девочек-волшебниц. И мы придумали, что он нашёл волшебный цветок, способный вернуть ему его истинный облик, который Морок так стремился вновь обрести. Но не прочитал «в договоре» мелким шрифтом, что он может стать прекрасным принцем, а не королём. Вот он и превратился в подростка.

С другой стороны, это классный шанс вернуться в своё прошлое, в точку, где что-то пошло не так (не всегда же он был отрицательным героем!), свернуть в другую сторону на развилке и пойти по светлому пути. Не все зрители это принимают, но очень многие полюбили этого персонажа именно в образе подростка.

«Делай добро – и добро вернётся»

- А вы часто общаетесь со своими зрителями?

- Да, часто: в фанатских сообществах, на стримах, в чатах.

Мне очень важен отклик. Понятно, что нравится мне, понятно, что с коллегами по творческому цеху мы в постоянном диалоге, но очень хочется обратной связи от зрителей или читателей. Те ли мы струны затронули? Те ли темы развиваем, которые важны? Или мы вещаем для собственного удовольствия? Я открыта для мнений, и когда в сообществах назревают какие-то вопросы, фанаты мне пишут, и я им отвечаю. Я прошу также собирать пул ляпов, которые мы допустили, и пул предложений, которые мы, кстати, периодически реализуем. Из дополнительных вопросов про патруль, которые мы не могли отразить в сериале, родился новый сериал «Сказочный Патруль. Хроники чудес». И за это мы очень благодарим наших активных зрителей!

- Помните какие-нибудь нестандартные вопросы от поклонников?

- Нестандартных вопросов я теперь немного… опасаюсь!

Когда у нас в сериале появились мальчики, а девочки шагнули в младший подростковый возраст, возникла тема первой подростковой влюблённости, мы её позиционируем как первую нежную дружбу. Мы считаем, что это прекрасный и очень важный этап взросления.

А фанаты постоянно спрашивают: нет-нет, вы расскажите, кто с кем будет? У нас даже появились шиперы (вон какое модное слово я знаю!) – два лагеря зрителей: «Владлёнщики» и «Владарщики», которые ратуют за отношения Влада с Алёнкой или с Варей, соответственно. На одном из стримов я имела неосторожность сказать, что «Владаре» быть, после чего нас накрыл шквал восторгов с одной стороны и волна негодования с другой. Но я не устаю повторять, что это первое хрупкое чувство, а вовсе не любовь, так что ссориться нет причин. Но периодически такие вопросы снова и снова приходят, всем угодить сложно.

- Кстати, современный российский кинематограф часто ругают. А как, на ваш взгляд, обстоят дела с анимацией?

- Анимация сейчас здорово развивается.

В какой-то момент с финансированием анимационных проектов была беда. И, хотя старшее поколение иногда нас ругает («клепают серию за серией»), именно благодаря сериалам поднялась волна интереса к анимации, в том числе у инвесторов. За хорошие сериалы студиям дают субсидирование на авторские фильмы – те самые, которых нам не хватало. В ближайшее время мы тоже планируем запустить несколько авторских короткометражных мультфильмов.

Я считаю, что сериалы – это неплохо. Мы, например, очень осознанно к производству подходим. Да, мы стремимся к коммерческому успеху (потому что без него не сможем реализовывать свои задумки), но понимаем свою ответственность за то, что вкладываем в головы наших детей. И наши коллеги из других анимационных студий тоже следят за качеством.

Сейчас в анимацию пришли многие очень профессиональные и грамотные редакторы. Например, наш редактор от канала по образованию детский психолог. И она очень внимательно следит за контентом, который мы даём детям. Враг не пройдёт!

Поэтому я считаю, что развивается не только анимация в сериалах: возможно, скоро будет новый пик развития авторской анимации. Но тут ведь обратная сторона – зритель сам должен быть готов к новым форматам. Так что на данном этапе авторские короткометражки – отличные помощники в этом деле.

- Мы с вами во время беседы так или иначе касались темы чудес. А в реальности существует волшебство?

- Я верю: что-то такое есть! Бывают какие-то знаки судьбы. У меня такое не раз бывало. Предлагают, например, проект, который вроде бы надо брать. А внутри что-то говорит: не то, не спеши! Если хватит сил прислушаться к себе и поступить так, как считаешь нужным, обязательно происходит волшебство. Раз – и в этот момент тебе предлагают другой проект, тот, о котором ты давно мечтала. Что-то такое тонкое есть в нашем мире.

- И оно работает на нас?

- Если думать позитивно и стараться поступать хорошо, то рано или поздно вселенский маятник качнётся в нужную сторону! Делай добро – и добро вернётся.