Найти тему
Просто гуляя по свету

Мушкетер XV века (часть 23) Рождение французского наследника

В предыдущей части рассказа я написала о том, что, даже после того, как король Франции Карл VI почил практически в полном одиночестве во дворце Сен-Поль в Париже, страдания несчастного безумца не закончились. Дело в том, что казна была настолько пуста, что не на что было устроить похороны. (похороны монарха, напомню!) Пришлось распродать кое-какую мебель и некоторые драгоценности короны, чтобы набрать необходимую сумму. На это время (а для сбора средств понадобился почти месяц!) останки усопшего короля зашили в воловью шкуру.

И вот тут у меня вопрос: ладно, я понимаю, идет война и сам Карл не может приехать на похороны отца без риска быть схваченным. Но отправить деньги с посыльным на похороны можно было? Чтобы тело не лежало месяц?? Бургундцы, жаждущие власти и даже англичане - в этой ситуации все равны, потому что в данном случае Карл VI - не просто человек, он король, и отношение к нему - это отношение к монархии. И точно так же могло остаться без захоронения тело любого другого короля или герцога, стремящегося к власти. Или в те времена к таким вопросам проще относились?

Похороны короля Карла VI. Фото из открытых источников
Похороны короля Карла VI. Фото из открытых источников

Справедливости ради стоит отметить, что Джон Бедфорд все же шел за гробом усопшего короля во время траурной церемонии в отличие от французских (и арманьякских, и бургундских) принцев. Да и орлеанская ветвь, представленная в тот момент только нашим Бастардом, тоже не присутствовала. Жан вместе с остальными поздравлял нового короля в Пуатье, где Карл остановился ненадолго. Хотя, я думаю, что радости, исходя из текущей военной ситуации, в тех поздравлениях было немного, потому что все понимали, что забрать корону у англичан будет очень сложно.

В Париже тем временем был официально объявлен королем английский Генрих VI, сын Генриха V, которому на этот момент было всего 10 месяцев. Все эти события ввергли и так неуверенного в себе Карла в глубочайшее уныние и он стал даже подумывать о бегстве в Испанию или Шотландию, бросив свое королевство. Удерживала от побега его только "добрая матушка" Иоланда, да еще весть о том, что его супруга Мария Анжуйская была беременна.

Иоланда Арагонская, понимая, что внешнего врага не одолеть, пока нет мира внутри страны, начинает новые переговоры с бургундцами, но Филипп запрашивает не много не мало - полный суверенитет Бургундии от Франции и ссылки, либо иных наказаний для всех, причастных к убийству его отца. Карл, будучи в шоке от подобных требований, прерывает переговоры, но его теща не сдается. Тем временем во французских городах вспыхивают мятежи против захватчиков, да и парижане начинают задумываться о новом заговоре в пользу дофина. (Такое ощущение, что парижанам без разницы против кого, лишь бы повозражать 😉)

Средневековый Париж. Изображение из открытых источников
Средневековый Париж. Изображение из открытых источников

Регенту герцогу Бедфордскому удалось справиться со всеми мятежами и, чтобы упрочить положение англичан, он поспешил заключить очередной (неизвестно который по счету, по моему мнению) союз с бургундцами, а также заручился тоже очередным нейтралитетом Жана Бретонского. (Вообще, ситуация очень странная на мой взгляд: несчастная Франция, от которой пытаются урвать кусок все, кому не лень, но никто не желает воевать против интервентов - кроме дофинистов, разумеется. Не знаю, как мои читатели, а я, разбираясь в перипетиях этой войны, решила, что только они и, разумеется, наш герой, достойны уважения - верность своим клятвам и сюзерену всегда вызывает уважение.)

Летом 1423 года французам удалось захватить маленький городок под названием Краван. Городок этот был важен дофинистам в первую очередь потому, что через него шло продовольствие и другая поддержка армии графа д'Омаля, партизанившего в тылу англичан. И не успела эта новость достичь ставки Карла, как Мария Анжуйская подарила мужу и стране наследника престола. Младенца назвали Людовиком, а крестной матерью стала небезызвестная моим читателям Катрин де л'Иль-Бушар (цикл "Ночные королевы").

Мария Анжуйская
Мария Анжуйская

Иоланда не успела приехать на роды и крещение малыша, но хронисты утверждают, что в тот момент, когда королева взяла на руки своего первого внука, она тихонько шепнула в маленькое розовое ушко: "Англичанин править не будет". Так и случилось в итоге.

А что же наш герой Бастард? Мы на время выпустили его из виду, потому что он все это время был занят тяжелым изнуряющим трудом - воевал за свою страну и своего короля. А что случилось дальше, мои читатели могут узнать, подписавшись на мой канал. Ссылки же на предыдущие статьи и на цикл о Катрин де л'Иль-Бушар можно найти здесь:

Мушкетер XV века (часть 22) Может ли Бастард, пусть даже Валуа, быть без рогов

Ночные королевы. Как окончила свои дни Катрин де л'Иль-Бушар (ч. 16)

Ночные королевы. Авантюристка Катрин де л'Иль-Бушар (часть 1) Босоногое детство