Найти тему
Диванные войска

Класс "Independence" - корабль будущего или многомиллиардный провал?

Оглавление
LCS-4 "Coronado" с ПКР "Гарпун" и установленными 30мм пушками (фото ВМС США)
LCS-4 "Coronado" с ПКР "Гарпун" и установленными 30мм пушками (фото ВМС США)

Что такое корабли прибрежной зоны и зачем они вообще нужны?

Всё началось с простой и понятной идеи. Настало время найти замену устаревшим фрегатам класса "Оливер Хазард Перри" и тральщикам типа "Авенджер". Фрегаты предназначались для эскортных миссий, обеспечения ПВО и противолодочной обороны, тральщики - для поиска и уничтожения морских мин. В свете возросшей террористической угрозы, гибридных войн и прочих асимметричных ответов было решено привнести разнообразия в привычную классификацию кораблей "эсминец/фрегат/крейсер" и создать нечто новое.

LCS придут на замену кораблям этих классов
LCS придут на замену кораблям этих классов

Казалось логичным объединить функции патрулирования, эскорта, противоминной и противолодочной борьбы в одном корабле. Чтобы новый корабль мог решать такой широкий спектр боевых задач, его решили сделать модульным. По замыслу, единый корабль-носитель оснащался разными вариантами полезной нагрузки в зависимости от текущей обстановки. Предполагалось, что модули можно будет быстро менять в порту в течение одного дня. Всеми этими качествами должен был обладать новый корабль прибрежной зоны (littoral combat ship, или LCS для краткости).

Спуск на воду беспилотного тральщика с борта LCS "Сан Диего" (US navy photo)
Спуск на воду беспилотного тральщика с борта LCS "Сан Диего" (US navy photo)

Круг возлагаемых на него задач в конечном итоге определили таким:

платформа для сил спецопераций;

противолодочная и противоминная борьба;

патрулирование и сопровождение, борьба с террористами и пиратством;

быстрая транспортировка грузов на театре боевых действий.

В ходе работ на конкурсной основе были созданы корабли классов "Freedom" (монокорпусный) и "Independence" (тримаран).

Строительство корпуса тримарана (U.S. Navy photo)
Строительство корпуса тримарана (U.S. Navy photo)

Корабли класса "Independence" благодаря схеме "тримаран" имеют высокую устойчивость и хорошие мореходные качества. Они быстрые и маневренные за счет мощной силовой установки и водометных движителей. Среди сравнимых по водоизмещению кораблей, они имеют уникальную возможность нести и принимать сразу два вертолета MH-60.

Он действительно маневренный: "полицейский разворот" в исполнении "Independence" (US navy photo)
Он действительно маневренный: "полицейский разворот" в исполнении "Independence" (US navy photo)

Планировалось создать три варианта полезной нагрузки:

противоминная - подводные необитаемые аппараты для поиска и уничтожения мин, буксируемые вертолетные минные тралы, беспилотный надводный трал/искатель мин, вертолеты MH-53 с лазерной системой поиска и уничтожения мин, БПЛА "Fire scout";

противолодочная - вертолеты MH-60 "Си хок", гидролокатор с буксируемой антенной системой, система противоторпедной защиты, носовой специализированный сонар, БПЛА "Fire scout";

патрульная - противокорабельные ракеты, вертолеты MH-60 c ракетами "Hellfire" для борьбы с многочисленными малоразмерными целями (моторными лодками и катерами-смертниками), модули с 30мм пушками, быстроходные лодки RHIB для высадки групп спецназа, БПЛА "Fire scout".

БПЛА "Fire scout" взлетает с палубы LCS "Коронадо" (US navy photo)
БПЛА "Fire scout" взлетает с палубы LCS "Коронадо" (US navy photo)

Кроме сменных модулей, корабль имеет постоянное вооружение и оснащение:

57мм автоматическую АУ с "умными" (корректируемыми в полете) боеприпасами;

ЗРК RIM-116, имеющий возможность противоракетной обороны;

ангар для двух вертолетов и полетную палубу, способную одновременно вмещать два MH-60, один MH-53 или четыре "Fire scout";

огромную грузовую палубу, предназначенную для размещения модулей полезной нагрузки и для задач транспортировки (до 700 тонн);

систему активной защиты от противокорабельных ракет ("зависающая" в воздухе ракета для постановки тепловых помех "NULKA" и рассеиватели противорадиолокационных отражателей SRBOC) и торпед противника;

рампы для спуска на воду лодок спецназа, беспилотных надводных и подводных аппаратов, буксируемого оборудования;

станковые пулеметы.

Расположение вооружения и основных систем (рендер автора)
Расположение вооружения и основных систем (рендер автора)

Корабль имеет следующее радиоэлектронное оборудование:

трехкоординатную РЛС ПВО "Sea Giraffe";

оптико-электронную станцию наблюдения с инфракрасным каналом;

навигационный радар;

терминалы военной спутниковой связи;

терминал тактической системы связи JTIDS;

систему связи "SINCGARS";

спутниковую связь "Inmarsat";

ВЧ/ОВЧ/УВЧ радиосвязь;

станцию радиотехнической разведки и РЭБ .

Расположение радиоэлектронного оборудования (рендер автора)
Расположение радиоэлектронного оборудования (рендер автора)

Таким образом, гипотетически у нас тут скоростной маневренный боевой корабль, способный противодействовать надводным и воздушным целям, вести противолодочную и противоминную борьбу, высаживать десант, оснащенный современными средствами обнаружения и связи.

LCS у причала (US navy photo)
LCS у причала (US navy photo)

Звучит отлично. Но что с ним не так?

Корабль как будто прокляли. Не так пошло почти всё.

Во-первых, военные торопили со сроками поставок. ВМС США стремятся иметь в своем распоряжении 355 боевых кораблей. LCS должны были составить часть этого числа. Из-за ускоренных темпов постройки (7 лет вместо 10 плановых) была существенно превышена начальная стоимость единицы. Вместо расчетных 220 млн долларов расходы составили более 500 (по данным газеты New York Times).

Во-вторых, военные сосредоточились на количестве кораблей, а не на качестве. Выделенные средства расходовались в основном на постройку носителей, а не на комплекты полезной нагрузки. Вследствие этого, корабли поступают на вооружение "пустыми", а значит бесполезными. В итоге, на текущий момент лишь шесть единиц класса "Independence" могут использоваться для выполнения боевых задач. Кроме того, выяснилось, что замена модулей - не такое быстрое и простое занятие, как казалось изначально. Вместо замены в течение дня, работы по смене модулей занимали недели и даже месяцы.

В-третьих, во время опытной эксплуатации построенных образцов возникли многочисленные неисправности. В том числе трещины в корпусе, отказы силовой установки и конструктивные дефекты трансмиссии. Сказались ускоренные темпы проектирования и постройки.

В-четвертых, возникла проблема подготовки персонала. Запланированная численность экипажа - 40 человек. Это только личный состав, обеспечивающий функционирование корабля, не участвующий в эксплуатации модулей нагрузки. 40 человек должно было хватать при условии идеально работающих автоматических бортовых систем, чего в реальности не было и в помине. Для кораблей нового типа должны были быть разработаны новые требования по подготовке персонала, но военные этого не сделали, и применяли общефлотские программы подготовки. В итоге, моряки едва справлялись с несением вахт в условиях постоянной борьбы за живучесть ненадежного корабля.

Часть целевой полезной нагрузки - скоростная лодка RHIB внутри грузового отсека LCS (US navy photo)
Часть целевой полезной нагрузки - скоростная лодка RHIB внутри грузового отсека LCS (US navy photo)

В ходе реализации программы звучали заявления, что корабль является "недостаточно летальным". Вследствие этого, пришлось отказаться от установки ПКР "Гарпун" и найти им замену. В настоящее время испытываются и устанавливаются противокорабельные ракеты NSM (Navy strike missile), разработанные в Норвегии и производимые Raytheon. В добавок, на некоторые корабли были установлены модули с 30мм пушками.

Пусковые установки NSM на борту LCS-10. Перед ними видна пустая площадка для ПКР "Гарпун" (US navy photo)
Пусковые установки NSM на борту LCS-10. Перед ними видна пустая площадка для ПКР "Гарпун" (US navy photo)
Модули с 30мм пушками на корабле класса "Freedom"
Модули с 30мм пушками на корабле класса "Freedom"

Как с этим жить?

У проекта, "поедающего" огромный кусок бюджетного пирога, и при этом имеющего очень сомнительную эффективность, появились многочисленные критики и противники. Военный бюджет США больше, чем у любой другой страны, но даже он не безграничный.

С имеющимся на сегодняшний день вооружением, LCS "Independence" годен разве что для патрулирования прибрежных вод США и противодействия контрабанде наркотиков, то есть выполнения функций береговой охраны. Но военная доктрина США не ограничивается этим, ведь США хотят нести демократию во всех уголках мира, в том числе, например в Персидском заливе или в Южно-китайском море. Там кораблю придется встретиться с совершенно другими противниками, и его оснащения будет недостаточно.

Опасные обитатели китайских прибрежных вод: ракетные катамараны проекта 022 (Photo: Xiong Libing/navy.81.cn)
Опасные обитатели китайских прибрежных вод: ракетные катамараны проекта 022 (Photo: Xiong Libing/navy.81.cn)

Самым сильным ударом по репутации LCS можно считать отказ от концепции модульности, которая изначально была основной "фичей" проекта. В связи с увеличением сроков и стоимости разработок, решено создавать единый вариант нагрузки и расширить экипаж с 40 до 70 человек.

Итог

Несмотря на колоссальный объем потраченных бюджетных средств (более 30 млрд долларов), проект "LCS" не соответствует изначальной идее ни по одному из пунктов концепции: не получилось дёшево, не получилось модульно, не получилось "летально".

В настоящее время ВМС США закупили только носители, то есть непосредственно сами корабли, без оборудования миссий. Закупки кораблей были сокращены с 60 единиц до 32, причем на место недостроенных кораблей уже есть претенденты - в 2020 году фрегаты класса FREMM итальянской постройки победили в конкурсе, объявленном министерством обороны США. Компании-изготовители кораблей классов "Freedom" и "Independence" предлагают разные варианты модернизации своих детищ, но стоимость программ сравнима с постройкой новых кораблей (оценивается в 2,5 млрд долларов), к чему и склоняется руководство ВМС.

Фрегат класса "FREMM" ВМС Египта. Корабли этого класса могут "потеснить" LCS в составе американского флота (фото Декабрь 2020 года (с) twitter.com/mahmouedgamal44)
Фрегат класса "FREMM" ВМС Египта. Корабли этого класса могут "потеснить" LCS в составе американского флота (фото Декабрь 2020 года (с) twitter.com/mahmouedgamal44)

Чтобы трезво взглянуть на состояние дел, нужно понимать, что в США военные закупки вообще и кораблестроение в частности - крайне политизированные сферы. Для перераспределения бюджета в пользу других игроков кого-то придется "топить", и тут уже высокая устойчивость тримарана может не спасти.

Первые опытные единицы, на которых проводилась обкатка технических решений, уже списаны из состава флота - USS Freedom (LCS-1) списан 29 сентября 2021 г., прослужив чуть более 10 лет вместо 25 запланированных; USS Independence (LCS-2) списан 29 июля 2021 г, после 11 лет в строю. Официально, они уходят не на слом, а в состав опытной эскадры, занимающейся разработкой новой тактики ведения морской войны, для дальнейших испытаний и тестов. Но фактически, это признание несостоятельности программы - корабли не годятся даже на роль учебных.

LCS-2 на пирсе военно-морской базы Сан Диего во время торжественной церемонии вывода из состава флота 29 июля 2021 г. (US navy photo)
LCS-2 на пирсе военно-морской базы Сан Диего во время торжественной церемонии вывода из состава флота 29 июля 2021 г. (US navy photo)

Несмотря на весь поток критики в адрес LCS, этот проект дал колоссальный опыт разработки морских вооружений. В частности, американские конструкторы получили для себя уроки строительства "модульного" флота. Уроки получились довольно жесткими, и вероятнее всего США надолго забудут о "модульности" боевых кораблей.

В ближайшем будущем имеющиеся LCS будут приведены к "нормальному бою" и оснащены единой нагрузкой. По крайней мере, производители уже предлагают варианты переоборудования и модернизации.

LCS на причалах военно-морской базы Сан-Диего. Вероятно, именно эти корабли списаны из состава флота. (Google maps)
LCS на причалах военно-морской базы Сан-Диего. Вероятно, именно эти корабли списаны из состава флота. (Google maps)

Плохой ли это корабль? Скорее, нет, чем да. Ему просто не повезло оказаться на пересечении политических, финансовых и военных интересов. Своим примером "Independence" напомнил всем, как наполеоновские планы могут разбиваться об элементарное неумение людей договариваться между собой.

Спасибо за внимание! Буду благодарен за критику. Если вы обнаружили неточность, укажите об этом в комментариях.

#вмс #вмс сша #корабль #кораблестроение #военное #военные технологии #флот #вооружение #вооруженные силы