Всем известно имя знаменитого русского исследователя, биолога, антрополога и путешественника Николай Николаевич Миклухо-Маклай. Но в данной статье хочу не много рассказать не о нем, а о его младшем брате Владимире Николаевиче Миклухо-Маклай.
Теперь давайте поподробней. Владимир Миклухо, родился в Новгородской губернии. В пятнадцать лет был принят в Морской корпус и уже на следующий год был принят на действительную службу. В 1873 Владимир получил звание мичмана. Участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 годах, на вспомогательных крейсерах «Аргонавт» и «Владимир». В 1878 году получил звание лейтенанта. А вот в феврале 1880 года был уволен со службы с присвоением звания капитан-лейтенант в отставке.
На это события повлиял один случай. Миклухо был очень вспыльчивым человеком. И в городе Николаеве у него произошел скандал с офицером. Офицер был выше чином, но он оскорбил супругу Владимира Николаевича и тот, не удержавшись от своей горячности, отвесил существенную оплеуху. За такой поступок ему неминуемо грозил военный суд. К счастью, Миклухо смог избежать суда. Телеграммой он попросил свою мать, которая в данный момент жила в Петербурге, подать прошение об отставке на «высочайшем уровне». Отставка была принята, и Владимир Николаевич отделался просто не значительный штрафом.
Во флот Миклухо вернулся уже через год. Дослужился до старшего офицера на эскадренном броненосце «Екатерина II». И в последствии в 1890 году стал командиром миноносца «Килия». На следующий год он получил звание капитана 2-го ранга и был утвержден старшем офицером на броненосце «Двенадцать Апостолов». В 1895, вначале командир броненосца береговой охраны «Новгород», а затем канонерской лодки «Кубанец». В апреле 1898 года, Владимир Николаевич получил звание капитан 1-го ранга и вскоре был переведен в Балтийский флот. Он был исполняющим обязанности командира флотского экипажа; в 1901 – командир броненосца «Не тронь меня»; командир плавучей батареи «Первенец». 18 октября 1902 года, Владимир Николаевич, вступил в командования своего последнего корабля – броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков».
И вот Цусима. Одна из не многих битв, где русский флот потерпел поражения. 14 мая 1905 года, отряд кораблей адмирала Небогатова вступил в неравный бой с главными силами японского флота. «Адмирал Ушаков» шел концевым в отряде. Сражение началось. Корабли беспрерывно стреляли по врагу. В это время был первым потоплен японцами броненосец «Аслябя». Вскоре громадные повреждения получил флагманский броненосец «Суворов».
Пошли первые повреждения и на «Ушакове». Первый снаряд крупного калибра попал в носовое отделение пробив правый борт. Была перебита паровая труба. Вторая пробоина была в носовой гальюнном отделении. Во время боя ликвидировать пробоину было просто невозможно, и пришлось задраить дверь непроницаемой перегородки. Вскоре вышла из строя вся пожарная магистраль.
Дневной бой закончился. Японцы отступили, нанеся нашим кораблям существенные повреждения. Поздно вечером адмирал Небогатов на броненосце «Император Николай II» поднял сигнал «Следовать за мной». Уцелевшие корабли выстроились в кильватерный строй.
Искалеченный «Ушаков» из-за существенной пробоины сильно отстал от своего отряда. Наступило пятнадцатое мая. Утро было тихое. В дали показались несколько силуэтов японских кораблей. На удивление они очень быстро скрылись за горизонтом. В четвертом часу дня, справа по борту появились шесть кораблей. Неизбежность боя была уже очевидна. И этот бой был решающим. На кратком совете Миклухо описал всю боевую ситуацию. Все хорошо понимали, что корабль не сможет выжить. Было единодушно принято решение: «Драться до последнего».
На мачтах «японца» появились сигнальные флаги: «Советуем сдать ваш корабль». Броненосец береговой охраны «Адмирал Ушаков» всем правым бортом дал залп из всех орудий по головному адмиральскому кораблю «Ивате». Владимир Николаевич дал команду: «идти прямо на неприятеля». Но японские корабли стреляли гораздо дальше, чем русские. И, в связи с этим они просто растреливали «Ушакова» на дальней дистанции. Корабль был обречен. Командир корабля дал последнюю команду: «Застопорить машины! Затопить корабль! Команде спасаться!»
Все шлюпки на броненосце были разбиты и экипажу приходилось прыгать в море. Кто со спасательным кругом, кто в жилете – моряки все покидали корабль. По неписаному морскому закону, командир корабля покидает судно последним. Так поступил и Владимир Николаевич Миклухо. В спасательном жилете Владимира Николаевича поддерживали для матроса. Капитан был ранен. Через недолгое время матросы заметили, что капитан был уже без сознания.
Через некоторое время наших моряков подобрали японцы с кораблей «Якумо» и «Ивате».
Вот и заканчивается моя статья, о не очень знаменитом, но великим русским морским героем – Владимире Николаевиче Миклухо-Маклае. Кстати, продолжение своей фамилии «Маклай», Владимир Николаевич получил уже далеко после смерти. По примеру с его братом Николаем, у которого вторая часть фамилии появилась после очередного его путешествия.