Найти в Дзене

Когда в России стали разуваться при входе в дом?

Типичное жилье большинства жителей России изначально не подразумевало необходимость или даже возможность разуваться на входе. Ведь это была либо землянка, либо срубная изба с земляным полом - об этом мы рассказывали в статье про появление в русских домах окон. Земляной пол, даже утоптанный "в камень", никогда не мыли - размокание, наоборот, сделало бы его грязным. А лишь подметали. И, в принципе, он мало чем отличался от поверхности земли на территории рядом с домом. Поэтому и снимать обувь смысла не имело. Тем более, что, как минимум, полгода люди на улице и дома ходили босиком.

Да, были богатые дома и княжеские хоромы с дощатым или каменным полом, но и там не разувались - обувь на Руси была украшением человека, символом его статуса, и было бы странно князю даже дома ходить босиком.

В период НЭПа калоши в России были признаком городской жизни. В деревнях их не носили. Потом ситуация изменилась на прямо противоположную.
В период НЭПа калоши в России были признаком городской жизни. В деревнях их не носили. Потом ситуация изменилась на прямо противоположную.

Когда в 19 веке начался быстрый рост российских городов и расселение вчерашних крестьян по городским баракам и квартирам, ситуация с разуванием не изменилась. За одним исключением: появилась верхняя обувь - калоши. Они надевались поверх основной обуви для хождения по городским улицам, полным конского навоза и прочих нечистот. На входе в квартиру калоши снимались, и человек ходил по дому в чистых ботинках или сапогах.

Впрочем, рабочий класс и мелкие разночинцы калошами не парились - просто вытирали ноги перед входом в дом. В то время получили распространение специальные решетки для обтирания обуви и коврики на входе.

Картина русского художника Капитона Зеленцова, первая половина 19 века. В крестьянском быту сохранялись лапти, которые надевали утром и снимали только вечером, перед сном.
Картина русского художника Капитона Зеленцова, первая половина 19 века. В крестьянском быту сохранялись лапти, которые надевали утром и снимали только вечером, перед сном.

Так продолжалось и в ранние годы советской власти. Калоши, как способ сохранить обувь в чистоте, были признаком интеллигенции. Низы общества разувались только перед тем как лечь спать.

Изменения произошли только в хрущевскую эпоху. Во-первых, с распространением тех самых домов-хрущевок в российских городах окончательно стал доминировать квартирный тип расселения. Бараки, землянки (каких было еще немало на городских окраинах!) и срубные избы стали стремительно уходить в прошлое. Во-вторых, выросло благосостояние граждан. Покупка более качественной обуви, да и просто лишней ее пары, перестала представлять собой проблему. Поэтому постепенно произошел отказ от тяжелых и неудобных калош. Люди все больше предпочитали ходить по улице в ничем не защищенных ботинках и сапогах, а при входе в дом снимать уличную обувь и надевать домашнюю - тапочки.

На знаменитой картине Репина "Не ждали" вернувшийся из ссылки герой идет по чистому полу квартиры в уличных сапогах. Детские ноги, которые заметны под столом справа, тоже в уличных ботинках.
На знаменитой картине Репина "Не ждали" вернувшийся из ссылки герой идет по чистому полу квартиры в уличных сапогах. Детские ноги, которые заметны под столом справа, тоже в уличных ботинках.

Интересно, что дольше всего привычку ходить по дому в уличной обуви сохранила русская интеллигенция. Еще в конца 20 века в том же Питере было немало интеллигентских семей, ходивших по своим квартирам в уличных туфлях и ботинках.

Так что удивляющей европейцев и американцев русской привычке разуваться у себя дома - всего около полувека.