Найти в Дзене

Масляная краска умбра натуральная(Raw Umber) факты, о которых вы, возможно, не знали

Здравствуйте! Умбра натуральная - это та краска, история которой берет свое начало в глубине веков. Однако и сегодня она довольно популярна среди художников. Надо сказать, что это одна из моих любимых масляных красок. Использую её довольно часто в своём творчестве. Умбра имеет очень красивый зеленоватый оттенок, прозрачная и отлично подходит для лессировок и имприматуры.

Мужской портрет, холст, масло, 2021г., умбристая имприматура, фото автора: художник Александр Одинцов
Мужской портрет, холст, масло, 2021г., умбристая имприматура, фото автора: художник Александр Одинцов

Сегодня хочу рассказать вам несколько фактов об умбре натуральной (Raw Umber). Надеюсь, они будут вам интересны!

Умбра, откуда это название?

Многие думают, что умбра была названа в честь Умбрии - горного региона в центральной Италии, где она была впервые извлечена в 15 веке. Но есть и другая теория, которая заключается в том, что название умбра связано с использованием этого цвета в тенях. Подобно слову «зонтик (umbrella)», оно имеет латинский корень «тень (umbra)», «умбра».

Умбра и пещерная живопись

Умбра является частью древней палитры естественных земных пигментов наряду с красной охрой, желтой охрой, кальцитовым белым и сажей охристой.

Пещера фон де Гом, наскальная живопись, фото Яндекс Картинки
Пещера фон де Гом, наскальная живопись, фото Яндекс Картинки

Эти пигменты смешивались с примитивными связующими, а затем использовались древними художниками в тёмных пещерах в глубине земли.

Самая лучшая умбра

Хотя Умбрия в Италии была первым крупным регионом, где умбра натуральная была использована в коммерческих целях, этот тип почвы на основе оксида железа и марганцевой глины встречается во многих частях мира. Самый лучший сорт умбры натуральной, как считается, происходит с Кипра. В естественном виде ее называют умброй натуральной(Raw Umber), а при нагревании, при высоких температурах, она превращается в жженую умбру(Burnt Umber), имеющую более темный красный оттенок.

Средневековье без умбры

Средневековая палитра включала умбру, однако художники в то время отдавали предпочтение более яркому спектру цветовой гармонии - лазурит (синий), киноварь (красный) и вердигрис (зеленый). Умбра не пользовалась популярностью в средневековье.

Возрождение умбры в эпоху Возрождения

Однако позже, в эпоху Возрождения, когда художники стали изображать более реалистичные сцены по сравнению с декоративной живописью, типичной для средневековья, сдержанность умбры и сиены была принята художниками на вооружение.

Иероним Босх, «Сад земных наслаждений», 1503-1515 гг., источник Яндекс. Картинки
Иероним Босх, «Сад земных наслаждений», 1503-1515 гг., источник Яндекс. Картинки

Например ранний голландский мастер Иероним Босх использовал умбру в прописке теней своего знаменитого триптиха «Сад земных наслаждений», 1503-1515 гг.

Звёздный час умбры

Самое широкое распространение использования умбры натуральной в тенях начинается в 17 веке в стиле барокко кьяроскуро. Кьяроскуро(Chiaro-scuro), что по-итальянски означает «свет-темнота», представляет собой визуальную технику, которая подчеркивает крайние контрасты света и тени для создания драматического эффекта, обычно с ярким светом, освещающим фигуру, и темным фоном, на котором появляются фигуры.

Рембрандт, «Автопортрет в образе апостола Павла», 1661 г., источник фото https://www.rijksmuseum.nl/
Рембрандт, «Автопортрет в образе апостола Павла», 1661 г., источник фото https://www.rijksmuseum.nl/

Художниками, использующими эту технику, были Караваджо («Ужин в Эммаусе», 1601 г.), Рембрандт («Автопортрет в образе апостола Павла», 1661 г.) и Вермеер («Доярка», 1650 г.).

Вермеер , «Доярка», 1650 г., источник фото https://www.rijksmuseum.nl/
Вермеер , «Доярка», 1650 г., источник фото https://www.rijksmuseum.nl/

Умбра натуральная стала более привлекательной альтернативой черному в изображении теней, которые мы можем видеть в «Доярке» Вермеера, где полупрозрачный коричневый цвет применяется в фоне на стене, чтобы обеспечить более теплые тени, чем при использовании одной только черной краски.

Импрессионисты против умбры

В 19 веке популярность натуральной умбры снизилась, когда импрессионисты разработали подходы к изображению теней, которые не полагались ни на черный, ни на умбру.

Клод Моне, Вестминстерский дворец, источник фото Яндекс. Картинки
Клод Моне, Вестминстерский дворец, источник фото Яндекс. Картинки

Импрессионисты, такие как Моне, использовали элементы относительно новой теории дополнительных цветов. Например, фиолетовый для создания теней. Фиолетовый является дополнением к желтому, цвету солнечного света. Другие тени и коричневые цвета были сделаны из смеси красного, желтого, зеленого, синего в сочетании с новыми синтетическими пигментами, такими как синий кобальт и изумрудно-зеленый.

Даже в более поздние годы влияние умбры было таково, что Сальвадор Дали обсуждает отвращение к умбре натуральной в своей книге «50 секретов магического мастерства» (1948).

Натуральная ли умбра в тюбиках краски сейчас?

В большинстве случаев уже нет. Дело в том, что в 20 веке натуральные пигменты умбры начали заменяться пигментами, изготовленными из синтетического оксида железа и оксида марганца. Пигменты, содержащие природные земли, маркируются как PBr7 (Pigment Brown 7).

Вывод

Несмотря на все исторические колебания популярности умбры натуральной, этот универсальный цвет продолжает использоваться в палитрах многих художников, для имприматуры, монохромных работ и прописки теней, от которых, возможно, и произошло его название.

Расскажите в комментариях, используете ли вы умбру натуральную? Мне очень интересно узнать ваше мнение. Спасибо!

Надеюсь, статья была вам полезна и интересна. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и видео. Всем творческих успехов!