Здравствуйте! Умбра натуральная - это та краска, история которой берет свое начало в глубине веков. Однако и сегодня она довольно популярна среди художников. Надо сказать, что это одна из моих любимых масляных красок. Использую её довольно часто в своём творчестве. Умбра имеет очень красивый зеленоватый оттенок, прозрачная и отлично подходит для лессировок и имприматуры.
Сегодня хочу рассказать вам несколько фактов об умбре натуральной (Raw Umber). Надеюсь, они будут вам интересны!
Умбра, откуда это название?
Многие думают, что умбра была названа в честь Умбрии - горного региона в центральной Италии, где она была впервые извлечена в 15 веке. Но есть и другая теория, которая заключается в том, что название умбра связано с использованием этого цвета в тенях. Подобно слову «зонтик (umbrella)», оно имеет латинский корень «тень (umbra)», «умбра».
Умбра и пещерная живопись
Умбра является частью древней палитры естественных земных пигментов наряду с красной охрой, желтой охрой, кальцитовым белым и сажей охристой.
Эти пигменты смешивались с примитивными связующими, а затем использовались древними художниками в тёмных пещерах в глубине земли.
Самая лучшая умбра
Хотя Умбрия в Италии была первым крупным регионом, где умбра натуральная была использована в коммерческих целях, этот тип почвы на основе оксида железа и марганцевой глины встречается во многих частях мира. Самый лучший сорт умбры натуральной, как считается, происходит с Кипра. В естественном виде ее называют умброй натуральной(Raw Umber), а при нагревании, при высоких температурах, она превращается в жженую умбру(Burnt Umber), имеющую более темный красный оттенок.
Средневековье без умбры
Средневековая палитра включала умбру, однако художники в то время отдавали предпочтение более яркому спектру цветовой гармонии - лазурит (синий), киноварь (красный) и вердигрис (зеленый). Умбра не пользовалась популярностью в средневековье.
Возрождение умбры в эпоху Возрождения
Однако позже, в эпоху Возрождения, когда художники стали изображать более реалистичные сцены по сравнению с декоративной живописью, типичной для средневековья, сдержанность умбры и сиены была принята художниками на вооружение.
Например ранний голландский мастер Иероним Босх использовал умбру в прописке теней своего знаменитого триптиха «Сад земных наслаждений», 1503-1515 гг.
Звёздный час умбры
Самое широкое распространение использования умбры натуральной в тенях начинается в 17 веке в стиле барокко кьяроскуро. Кьяроскуро(Chiaro-scuro), что по-итальянски означает «свет-темнота», представляет собой визуальную технику, которая подчеркивает крайние контрасты света и тени для создания драматического эффекта, обычно с ярким светом, освещающим фигуру, и темным фоном, на котором появляются фигуры.
Художниками, использующими эту технику, были Караваджо («Ужин в Эммаусе», 1601 г.), Рембрандт («Автопортрет в образе апостола Павла», 1661 г.) и Вермеер («Доярка», 1650 г.).
Умбра натуральная стала более привлекательной альтернативой черному в изображении теней, которые мы можем видеть в «Доярке» Вермеера, где полупрозрачный коричневый цвет применяется в фоне на стене, чтобы обеспечить более теплые тени, чем при использовании одной только черной краски.
Импрессионисты против умбры
В 19 веке популярность натуральной умбры снизилась, когда импрессионисты разработали подходы к изображению теней, которые не полагались ни на черный, ни на умбру.
Импрессионисты, такие как Моне, использовали элементы относительно новой теории дополнительных цветов. Например, фиолетовый для создания теней. Фиолетовый является дополнением к желтому, цвету солнечного света. Другие тени и коричневые цвета были сделаны из смеси красного, желтого, зеленого, синего в сочетании с новыми синтетическими пигментами, такими как синий кобальт и изумрудно-зеленый.
Даже в более поздние годы влияние умбры было таково, что Сальвадор Дали обсуждает отвращение к умбре натуральной в своей книге «50 секретов магического мастерства» (1948).
Натуральная ли умбра в тюбиках краски сейчас?
В большинстве случаев уже нет. Дело в том, что в 20 веке натуральные пигменты умбры начали заменяться пигментами, изготовленными из синтетического оксида железа и оксида марганца. Пигменты, содержащие природные земли, маркируются как PBr7 (Pigment Brown 7).
Вывод
Несмотря на все исторические колебания популярности умбры натуральной, этот универсальный цвет продолжает использоваться в палитрах многих художников, для имприматуры, монохромных работ и прописки теней, от которых, возможно, и произошло его название.
Расскажите в комментариях, используете ли вы умбру натуральную? Мне очень интересно узнать ваше мнение. Спасибо!
Надеюсь, статья была вам полезна и интересна. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и видео. Всем творческих успехов!