В 1905 году известный бельгийский драматург Морис Метерлинк, один из признанных лидеров символизма, внезапно написал сказку. Внезапно - потому что его предыдущие произведения были проникнуты совсем другим настроением. Скажем прямо, они были предельно мрачны и пессимистичны. Смерть, тоска, уныние и прочий декаданс царили в его пьесах полноправно и полномасштабно.
И это не шокировало тогдашнюю публику, совсем наоборот. Ощущение рухнувшего мира и грядущего конца было характерно для большей части литературы, драматургии и прочих видов искусства рубежа XIX и XX веков. Так что мистически-меланхоличные пьесы Метерлинка очень точно отражали общее миронастроение.
А тут вдруг признанный мэтр-символист пишет волшебную романтическую сказку про поиски чудесной Синей птицы. Да еще и со счастливым финалом!
Сразу скажем, что пьеса далеко не так проста, как кажется. В ней масса подтекстов, и, по большому счету, она больше символистская, чем романтическая. Но до всех этих слоев исследователям еще только предстояло докапываться. А в момент выхода в свет "Синей птицы" театральные режиссеры Бельгии, Франции и Германии стали качать головами. Новое творение Метерлинка никто не желал ставить на сцене. Слишком детским оно казалось всем на первый взгляд.
И еще один момент всех смущал. Метерлинк рассыпал по ходу пьесы ремарки, требующие обеспечить на сцене причудливую атмосферу то ли сна, то ли иной реальности. Как всего этого добиваться, какими средствами?
Три года "Синяя птица" оставалась только печатным текстом. Пока наконец не нашелся один смельчак, который рискнул взяться за постановку. Этим смельчаком был лучший режиссер тогдашнего мира. Многие даже скажут, что это лучший режиссер всех времен и народов, и вряд ли сильно погрешат против истины.
Звали его Константин Станиславский.
В 1908 году "Синяя птица" была впервые поставлена в Московском художественном театре. На премьеру специально из Бельгии приехала жена Метерлинка - актриса Жоржетта Леблан.
"Спектакль стал торжеством новой театральной техники. Режиссер широко использовал знаменитый черный бархат, испробованный им впервые в "Жизни Человека" и употреблявшийся впоследствии десятками режиссеров. Являясь глубоким фоном, черный бархат позволял при помощи актеров, одетых в черные бархатные костюмы, создавать впечатление неожиданного движения вещей, как бы танцующих в воздухе, и т. д.", - так описывал происходившее крупный отечественный режиссер и театровед Павел Марков.
Еще одним новшеством Станиславского было широкое использование фонарей. Игрой света он сумел добиться того самого ощущения волшебного сна, которым по замыслу Метерлинка и должна была сопровождаться вся пьеса.
Благодаря постановке Станиславского, мир наконец открыл для себя эту удивительную пьесу. С тех пор "Синяя птица" безостановочно летит по свету, завораживая зрителей.
____________
Хороших вам сказок! Подписывайтесь, читайте, до новых встреч! А еще приглашаем в группу ВК "Литинтерес", там много разных историй про литературу!