Найти тему

С какими трудностями столкнулись создатели славянской письменности?

Оглавление

Святитель Мефодий, учитель славян, архиепископ Моравский, скончался в 885 году. Почувствовав приближение кончины, он указал своего преемника по кафедре – святого Горазда. Отпевали почившего на трех языках – греческом, латинском и славянском.

Однако вскоре просветительское дело святых равноапостольных братьев подверглось большим гонениям, тяготы которых легли на плечи их ближайших учеников.

Святой Горазд и латинские миссионеры

Стоит отметить, что еще при жизни святого Мефодия неоднократно возникали конфликты византийского и немецкого духовенства. Обладая весомым авторитетом, равноапостольному Мефодию удавалось сглаживать и предотвращать накал ситуаций. Во многом это было результатом мудрой политики папы Иоанна VIII, который покровительствовал моравскому архиепископу. Однако конфликт лишь откладывался до определенного момента, который неизбежно пришел после кончины святого Мефодия.

Его преемник, святой Горазд, оказался в очень затруднительном положении. На папский и моравский престол взошли лица, враждебно настроенные по отношению к славянской письменности и ее сторонникам. Римский папа Стефан V снял церковное отлучение с противника архиепископа Мефодия – епископа Вихинга, и потребовал жестче, безоговорочно выполнять требования немецкого духовенства. В своей булле он постановил запретить проведение богослужения на славянском языке, противящихся же такому решению предписывалось изгонять из пределов Моравии.

Наступила эпоха притеснений учеников Кирилла и Мефодия. В житии святого Климента Охридского, еще одного последователя равноапостольных братьев, повествуется о догматических спорах с латинянами, что возможно является не совсем правдоподобным. Жесткими, не допускающими никакие отклонения были постановления папы.

Святой Горазд отказался повиноваться вердиктам понтифика прилюдно был низложен латинским духовенством. Его вместе с ближайшими соратниками отправили в тюрьму. Обхождение с гонимыми священнослужителями оставляло желать лучшего: их избивали и мучили, некоторых продавали в рабство, иные были выдворены из Моравской земли.

Дальнейшие упоминания о жизненном пути святого Горазда расходятся, тем не менее считается: он скончался в Моравии и, возможно, даже незадолго до этого был возвращен на кафедру.

Святой Климент Охридский и защита славянского богослужения

Другой, не менее именитый ученик святых братьев-просветителей, святой Климент Охридский после кончины Мефодия также отстаивал правомерность использования славянского языка в богослужебных целях. Его, как и святого Горазда, вместе с другими единомышленниками равноапостольных Кирилла и Мефодия отнесли к еретикам и бросили в тюрьму. Там их мучили и избивали. Однако по молитвам святых учеников братьев трижды было совершено чудо: при большом колебании земли и шуме с неба железные оковы узников спадали. Тогда Климента Охридского и прочих, в числе которых были святые Наум Охридский и Ангеларий, раздели и под конвоем воинов, постоянно угрожавших им смертью, изгнали сначала из города, а потом и из пределов страны. Эти события можно отнести к осени 885 года. В сентябре того же года папа Римский Стефан V издал запрет на богослужебное использование славянского языка.

Круглая церковь в древнем Преславе
Круглая церковь в древнем Преславе

Стоит упомянуть святого Константина Преславского, немало потрудившегося в деле перевода богослужения на славянский язык при болгарских князьях Борисе и Симеоне. До этого он был повержен в рабство и продан в Венецию, откуда его, как и многих других, выкупили по просьбе византийского императора и направили в Болгарию.

Преслав — новый центр славянского просвещения

Там, спустя некоторое время, святой Константин стал епископом новой столицы болгарского государства – Преславы.

Известно, что также в рабстве некоторое время пребывал святой Савва – ученик равноапостольных братьев, однако после выкупа неизвестно, куда он направился.

Итак, злобу и резкое неприятие вызвала попытка святых братьев, а впоследствии и их учеников сделать богослужение для славян более доступным для понимания. Латинское духовенство отвергло это благое христианское начинание. После изгнания из Моравии ученики святых Кирилла и Мефодия направились на юг, в болгарские земли, где они были радушно приняты местным князем и клиром. В Болгарии святой Климент вместе с другими учениками продолжили переводить греческие богослужебные тексты и стали обучать духовенство славянскому языку.

Так Болгария стала новым центром и оплотом славянского языка и письменности.

Почти всех потрудившихся на ниве просвещения учеников Кирилла и Мефодия Православная Церковь причислила к лику святых равноапостольных. Память святых равноапостольных «седмочисленников» – святых Кирилла и Мефодия, а также Климента и Наума, Саввы, Горазда и Ангелария, известных по именам учеников равноапостольных братьев чтится 27 июля.

#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие #православные святые #славянская азбука

Текст подготовил Тихон Овчинников.

Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»