Жизнь придворных при французском королевском Дворе часто оживлялась проказами знатных особ, но далеко не всегда они были смешными и безопасными для окружающих.
Хлопушки
Однажды мадам де Шартр с подругами купили петарды, такие маленькие бомбы в металлическом или деревянном корпусе, заполненном порохом. Хлопушки были настолько мощные, что могли спокойно вынести дверь или продырявить стены. Дамы пошли с этими «игрушками» в Большой Трианон и взорвали их прямо под окнами покоев, в которых жил Месье. Дым и шум был такой, что брат короля выскочил из апартаментов в одном белье и туфлях, о чем потом долго вспоминал весь Двор.
Последний ужин
Однажды месье Сантей, знаменитый, остроумный и весьма талантливый поэт, принял приглашение на ужин от господина ле Дюка. Там месье выпил бокал вина с табаком. Господин ле Дюк высыпал туда содержимое своей табакерки. Месье Сантей умер через сорок восемь часов в ужасной агонии.
Незваный родственник
Господин Шаторено, моряк старой закалки, получивший маршальский жезл в награду за свои выдающиеся заслуги, слыл занудой и не умел веселить людей. Он был родственником маркиза де Кавуа по линии его жены (о фаворите короля, красавце маркизе, можно прочитать здесь) . Мужчины имели мало общего. У Кавуа, принадлежавшего к более высокому кругу, был дом в Люсьене, недалеко от дворца Марли. Часто, когда Двор находился в Марли, он устраивал у себя роскошные званые обеды с разрешения короля и развлекал элиту придворного общества.
Шаторено не принадлежал к этому кругу, как и герцог де Лозен, которого воспринимали как шута и клоуна. Герцог рассердился и решил подшутить над месье Кавуа. Однажды он сказал Шаторено, что его родственник очень расстроен тем, что бравый адмирал никогда не появлялся в Люсьене. Он сказал, что Кавуа может холодно поприветствовать его, но тот не должен обращать внимания, это всего лишь шутка, которую маркиз любит разыгрывать с людьми. Шаторено тепло поблагодарил герцога Лозенского за помощь и советы, решив при первой же возможности навестить родню в Люсьене.
Его приезд ошеломил всех. И испугал еще больше, когда стало ясно, что моряк приехал провести там весь день… Но что еще хуже, он снова вернулся через два дня к обеду. Кавуа изо всех сил пытался заставить Шаторено понять, что ему здесь не рады, а тот из кожи вон старался не обращать на это внимания, как посоветовал ему герцог де Лозен.
Шаторено продолжал надоедать своим родственникам много лет, не только в Люсьене, но также в Марли и в Версале. Кавуа впал в отчаяние из-за его постоянных выкриков с места, как с борта корабля, и жалоб эпатированных гостей. Он перепробовал все возможное, чтобы избавиться от незваного и нудного родственника, но ничего не помогало. Прошло еще много лет, прежде чем выяснилось, что это дело рук обиженного герцога де Лозена. Месье Кавуа совсем не оценил шутку, а вот король напротив. Он смеялся до колик, когда взбешённый Кавуа рассказал ему эту историю.
Весело отметили
Когда родился герцог Бургундский, младший дофин, и наследование престола казалось безопасным для двух поколений, его отец, старший дофин, был так счастлив, что расцеловал всех женщин в зале без разбора. Но оказалось, что он радовался не один. Слуга, которому очень хотелось просто лечь спать, услышав радостную весть, сжег всю свою одежду в камине, отчего спать в комнате оказалось невозможно.
Швейцарская гвардия тоже праздновала. Вместо фейерверка по примеру королевских огненных потех солдаты развели большой костер перед Версальским дворцом, а в качестве дров использовали дорогую мебель первых этажей королевского дома, так что к утру кресел, пуфов и кроватей там не оказалось вовсе. Зато какое было зрелище!
#история #культура #короли #интересные факты истории
Спасибо, что дочитали до конца. Это дает стимул для новой работы. Буду благодарен за лайки (ставьте пальцы вверх – так я буду знать, что вам понравилось), за подписку и за ваши комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи: