Найти в Дзене
Подвал Истории

Как Людовик XIV женил красавца фаворита на некрасивой фрейлине королевы

В отличие от большинства амурных связей при дворе короля-Солнце эта была в некотором роде односторонней. Луи д'Оже де Кавуа, более известный, как маркиз де Кавуа, регулярно появлялся при дворе, что неудивительно: с малолетства он воспитывался вместе с дофином, ставшим вскоре королем Людовиком XIV. Они дружили с детства, будущий маркиз был старше будущего короля всего на 3 года.

Луи д'Оже, маркиз де Кавуа. С картины художника
Луи д'Оже, маркиз де Кавуа. С картины художника

Мужчины при дворе уважали его за честность, граф д'Артаньян (да-да, тот самый), называл его настоящей редкостью Версаля, ведь не было случая, когда бы он солгал. д'Оже выделялся и своей внешней красотой: даже герцог Сен-Симон признавал, что Кавуа «один из самых великолепных мужчин Франции». Естественно, его появление при дворе должно было привлечь множество поклонниц, но в случае с Кавуа его поклонницей была та, без которой он предпочел бы обойтись и с кем предпочел бы никогда не встречаться.

Луи де Рувруа, герцог де Сен-Симон. С картины художника
Луи де Рувруа, герцог де Сен-Симон. С картины художника

Мадемуазель де Коэтлого́н была фрейлиной королевы Марии-Терезы и когда впервые заметила красивого маркиза, она так сильно влюбилась в него, что вскоре при дворе все уже знали о ее чувствах. Впрочем, было бы странно, если бы этого не произошло, ведь она никогда и не пыталась их скрыть. Надо заметить, что Луиза-Филиппа де Коэтлого́н красотой не блистала, но была одной из любимых фрейлин королевы, поскольку король на нее никогда не обращал своего высочайшего внимания.

Мария-Тереза ​​Австрийская, королева Франции. С картины художника.
Мария-Тереза ​​Австрийская, королева Франции. С картины художника.

Пока мадемуазель де Коэтлого́н театрально падала в обмороки и не могла ни о чем говорить, кроме предмета своей страсти, объект ее пылкой любви не особо интересовался дамой.

Увлечение молодой женщины его персоной стало досаждать фавориту короля до такой степени, что он вознамерился положить этому конец, и, скорее, раньше, чем позже. С этой минуты он стал поступать с бедной мадемуазель де Коэтлого́н с большой «суровостью», а попросту говоря, он сделался ужасно груб с ней. Но тем не менее ее чувства оставались неизменными.

Предположительно портрет Луизы-Филиппы де Коэтлого́н
Предположительно портрет Луизы-Филиппы де Коэтлого́н

В конце концов слухи дошли до короля, он стал обращать внимание на недостойное поведение своего друга красавца маркиза, состоящего у него на службе. Поскольку Людовик XIV не мог терпеть грубости, он был вынужден сделать выговор своему cher ami et favori, в особенности из-за его отношения к представительницам слабого пола.

Фрагмент портрета Людовика XIV , холст, масло, по Гиацинту Риго, после 1701 года; музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес.
Фрагмент портрета Людовика XIV , холст, масло, по Гиацинту Риго, после 1701 года; музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес.

Одной из причин, по которой маркиза не привлекала мадемуазель де Коэтлого́н, вполне могли быть скромные внешние данные девушки. Она была не очень красива, так, к сожалению, описывают девушку все историки. Не исключено, что ее настойчивость заставила маркиза избегать ее ухаживаний, к тому же при дворе знали, что де Кавуа иногда был, мягко говоря, поверхностным.

Двор короля Людовика XIV. С картины художника.
Двор короля Людовика XIV. С картины художника.

Двор очень забавлялся этой историей, хотя и жалел молодую фрейлину королевы, тоскующую по Кавуа. Но вдруг дело приняло по-настоящему драматический оборот. Де Кавуа был заключен на два года в Консьержери́ за участие в дуэли в качестве секунданта.

Королевская тюрьма Консьержери в Париже. Фото из открытых источников
Королевская тюрьма Консьержери в Париже. Фото из открытых источников

Обезумевшая мадемуазель де Коэтлого́н не медля ни минуты отправилась к королю, где в слезах умоляла его отпустить ее любимого. Король отказался, чем вызвал у дамы настоящий гнев и истерику. Де Коэтлого́н даже осмелилась закричать на монарха, впрочем, Людовик объяснил это преступление ее страстными чувствами и воздержался от наказания.

Однако вскоре стало ясно, что мадемуазель так легко не сдастся. Вскоре после этого она отказалась выполнять свои обязанности и стала одеваться как можно более скромно, если не сказать – бедно. И это – знатная девушка, которая могла назвать всех своих предков, начиная с XIV века!

Портрет короля Людовика XIV работы Шарля Лебрена, ок. 1655.
Портрет короля Людовика XIV работы Шарля Лебрена, ок. 1655.

В конце концов маркиза отпустили – старая дружба дала себя знать, да и заточение в тюрьме было для маркиза не таким уж и тяжелым, принимая во внимание его близость к королю, а мадемуазель де Коэтлого́н снова стала наряжаться, как подобает придворной даме и любимице королевы.

К этому моменту очевидное непрекращающееся восхищение Коэтлого́н де Кавуа начало утомлять и короля, и королеву. Зная, что маркиз де Кавуа всегда хотел занять должность при дворе короля, Людовик XIV использовал это как приманку в стремлении добиться брака маркиза с сохнущей по нему фрейлиной. Надо заметить, что король с удовольствием принимал участие в такого рода интригах, и этот случай был далеко не первый. Сватовство и сводничество ему явно нравились.

Главный Маршал королевского двора маркиз де Кавуа. С картины художника
Главный Маршал королевского двора маркиз де Кавуа. С картины художника

А когда стал доступен приемлемый и такой желанный для маркиза пост Главного маршала королевского двора (Maréchal des logis du roi) король предложил его ему – при условии, что он женится на мадемуазель де Коэтлого́н. Маркиз смягчился и дал свое согласие. Они поженились в 1677 году. В ту пору жениху было 38, а невесте 27 лет. К тому времени она уже 9 лет боготворила его.

Замок Вуазен, Дом маркиза де Ковей. Фото из открытых источников.
Замок Вуазен, Дом маркиза де Ковей. Фото из открытых источников.

Сначала пара жила в особняке, купленном по случаю у маркизы де Курсель, с которой ранее у де Кавуа был роман, а со временем маркиз и маршал двора снес его и построил на этом месте собственный дом по проекту знаменитого в то время и очень модного архитектора Дэниеля Гиттарда.

Спасибо, что дочитали до конца. Это важно для меня и дает стимул для новой работы. Буду благодарен за лайки (ставьте пальцы вверх – так я буду знать, что вам понравилось), за подписку и за ваши комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи: