Комплексное экологическое разрешение (КЭР) в существующем ныне виде появилось в российском природоохранном законодательстве в 2019 году. Власти страны поставили перед компаниями достаточно жесткие сроки: 300 объектов I категории, наносящих наибольший экологический ущерб и входящих в перечень Минприроды должны получить КЭР до конца 2022 года. У остальных предприятий I и II категории времени чуть больше — до января 2025.
Неудивительно, что часть предприятий пошла простым путем. Такие компании собирают и оформляют все положенные документы, но в реальности работа предприятия не меняется. Риски таких организаций вполне очевидны:
- Формальный подход со временем значительно расходится с реальным положением дел. Это нередко приводит к значительным штрафам и проблемам с контролирующими органами.
- Соответствие нормативам, существующее только на бумаге, не позволит предприятию развиваться, выходить на внешние рынки, так что весь процесс получения КЭР рано или поздно придется проходить заново, но с гораздо большими затратами.
Кроме того, формальный подход лишает компанию ряда существенных преимуществ. Понять, что теряют выбравшие формальный подход, нам помогли эксперты ООО «Профессиональный экологический консалтинг». Эта компания под руководством Ирины Деминой, российского ESG-эксперта, первой в России прошла путь оформления ESG КЭР для АО «Архангельский ЦБК», разработав для этого ППЭЭ и оценив все преимущества, доступные предприятию, которое максимально добросовестно подошло к оформлению КЭР.
КЭР и иностранные инвестиции
Современный мировой бизнес, частью которого, безусловно, является российский экспорт, следует принципам ESG — environmental, social, governance (экология, социальная политика, управление). Так что большая часть западных инвесторов предпочитают вкладывать свои средства в компании, также придерживающиеся ESG. Немало компаний начинают поиск инвесторов с экологического ESG аудита,
Антигринвошинг становится из модного течения обязательным фактором.
Индекс ESG, а особенно Е-фактор в ESG, теперь не менее важен, чем кредитный рейтинг, что подтверждается рядом исследований. Так, исследование британской аудиторско-консалтинговой компании EY показало, что 97% инвесторов учитывают этот индекс, решая, куда вложить средства. Проще говоря, если у вас низкий индекс ESG, иностранных инвестиций можно не ждать.
Получение КЭР жестко связано с первой группой принципов — environmental. Она охватывает влияние. оказываемое компанией, на атмосферу, землю, воду, наличие у компании «зеленых» проектов, обращение с отходами. Материалы, которые входят в пакет документов для получения КЭР в полной мере освещают все эти аспекты работы предприятий, показывают, насколько компания соответствует требованиям ESG-инвесторов.
Получение государственных субсидий
Оценим КЭР с точки зрения затрат на очистные сооружения. Общеизвестно, что все цивилизованные страны строго контролируют наносимый природе ущерб. За плохие экологические условия приходится платить слишком высокую цену. Экологические проблемы неизбежно приводят к росту заболеваемости, снижению качества продуктов, загрязнению воздуха, которым дышат все, включая самих представителей власти. Из-за этого падает уровень качества питьевой воды и количество трудовых ресурсов. Подобные соображения привели к появлению зеленого финансирования, когда государству выгоднее субсидировать очистку сбросов и выбросов, чем закрывать на все глаза. Выделение субсидий регламентируется принятым в апреле 2019 года Постановлением Правительства РФ №541.
И вот получить такие субсидии значительно проще тем предприятиям, у которых есть не просто бумаги, а честно полученное ESG КЭР, то есть комплексное экологическое разрешение, соответствующее принципам ESG. Выделить государственные, то есть жестко подотчетные средства, значительно безопаснее тому, кто представил полную и развернутую программу целевого расходования этих средств, нежели компании, у которой нет четкого плана. Оформив КЭР, предприятие многократно облегчает себе получение государственных субсидий. Очевидно, что любой управляющий директор согласится, что строительство очистных сооружений и любые мероприятия по реализации ППЭЭ (программы повышения экологической эффективности), выгоднее производить за счет субсидий, нежели выделять на это средства из прибыли.
Выпуск «зеленых облигаций»
Третий аргумент в пользу неформального получения КЭР — так называемые зеленые облигации. С точки зрения бизнеса, такие облигации не отличаются от обычных, это те же ценные бумаги, приносящие фиксированный доход. Однако в отличие от обычных облигаций, «зеленые» набрали огромную популярность. Достаточно вспомнить, что за последнюю пятилетку их рынок вырос в двадцать раз. В России зеленые облигации пока не получили широкого распространения, поскольку в стране есть явный дефицит «зеленых» проектов и активов, а интерес к технологиям предотвращения экологического ущерба значителен. Так что правительство страны не намерено упускать преимущества таких инвестиций, поэтому предприятия, успевшие своевременно получить КЭР полного цикла (воздух, отходы, вода), будут иметь серьезные преимущества перед конкурентами.
Таким образом, если компания, оказывающая НВОС, хочет «жить» на современном рынке долго, активно развиваться и модернизироваться, владельцам и руководству стоит серьезно задуматься о балансе рисков и преимуществ формального и функционального подходов к получению комплексного экологического разрешения.