Зинаида Волконская была очень видной фигурой в культурной жизни первой половины XIX века. Она была хозяйкой литературного салона, писательницей, поэтессой, певицей, композитором...
Разносторонняя, интересующаяся, увлекающаяся и увлекающая. Чего (и кого!) только не было в её достаточно длинной жизни.
Представительница княжеского рода
Зинаида Александровна Волконская родилась 3 декабря 1789-го года в Дрездене. Её отец, Александр Михайлович Белосельский-Белозерский, был посланником при Саксонском дворе. Мать, Варвара Яковлевна Татищева, умерла, когда Зинаида была ещё совсем маленькой. Её (и двух сестёр, Наталью и Марию) воспитывал отец.
Александр Михайлович был образованным человеком и известным меценатом. Возможно, любовь к науке и искусству Зинаида унаследовала именно от него.
В 1793-м году, после отставки отца, семья возвращается в Российскую империю. Сначала Зинаида воспитывалась в Москве, а затем - в Санкт-Петербурге.
В 1808-м году Зинаида была фрейлиной при королеве Луизе Прусской.
3 февраля 1811-го года она вышла замуж за егермейстера князя Никиту Григорьевича Волконского, и вместе с мужем и родившемся в том же 1811-м сыном Александром сопровождала Александра I во время его заграничных походов. Так наша героиня побывала в Лондоне и Париже, и стала известна там своим музыкальным и сценическим дарованием.
На сценах частных театров она исполняла оперы Россини. Также блистала на Венском и Веронском конгрессах.
С того времени между Зинаидой и Александром I установилась дружба, и началась их переписка, которая продолжалась до самой смерти.
В Москву Зинаида вернулась в 1817-м году. За три года в России она стала настоящей светской дивой, имела невероятный успех, который, конечно, имел и обратную сторону.
Нелицеприятные слухи о княгине появлялись то тут, то там. Например, о её поездке в Одессу говорили, что Волконская, на самом деле, отправилась в путешествие вовсе не к морю, а к итальянскому художнику Микеланджело Барбери.
Из светской дамы в культурную фигуру
Свет наскучил Зинаиде Александровне, и после короткой поездки в Италию в 1822-м году, она удалилась от двора и занялась воспитанием сына, а также изучением русского языка, истории, этнографии и археологии России.
Однако её научная работа в высшем обществе столицы была воспринята отрицательно, поэтому в конце 1824-го года Зинаида переехала в Москву, в дом своей мачехи княгини Анны Григорьевны Белосельской-Белозерской. Дом находился на Тверской, и скоро он стал настоящим центром интеллектуальной и культурной жизни города.
Этот московский дом Зинаиды Волконской на Тверской улице существует до сих пор, хотя и был перестроен. Он известен под старым названием "Елисеевский магазин".
В этом доме собирались не только представители московской знати, но и профессора, художники и музыканты. Такому успеху музыкально-литературных вечеров и театральных представлений княгини способствовали её красота, ум, образованность, великолепный контральтовый голос и особое обаяние.
В салоне Зинаиды Александровны собирались великие писатели прошлого: Пушкин, Баратынский, Мицкевич, Веневитинов, Девитте...
В своём письме Тургеневу Вяземский назвал дом на Тверской "волшебным замком музыкальной феи", в котором:
"...мысли, чувства, разговор, движения — всё было пение".
В 1825 году Волконская стала членом московского Общества истории и древностей российских, пожертвовала свою библиотеку Московскому обществу испытателей природы.
Женщина и поклонники
Свои творения Зинаиде посвящали лучшие поэты. И сама она писала на русском, французском и итальянском языках.
Сам Пушкин назвал Зинаиду "царицей муз и красоты", а также "Северной Коринною".
По воспоминаниям Вяземского, впервые появившись в салоне Волконской, Пушкин был очарован. Она спела ему его элегию "Погасло дневное светило", положенную на музыку композитором Геништою.
"Пушкин был живо тронут этим обольщением тонкого и художественного кокетства, по обыкновению краска вспыхивала на лице его. В нём этот признак сильной впечатлительности был несомненное выражение всякого потрясающего ощущения".
Молодой и рано умерший (в 21 год) поэт Дмитрий Владимирович Веневитинов был страстно влюблён в Зинаиду Александровну. Перед его отъездом в Петербург, где он вскоре скончался, княгиня подарила ему бронзовый перстень, найденный при раскопках Геркуланума.
По желанию поэта, выраженному с его стихах, он был похоронен с этим перстнем. Позже, при советской власти была произведена эксгумация, и перстень теперь хранится в фондах Литературного музея.
Вот что писал современник о нашей героине:
"Эта замечательная женщина, с остатками красоты и на склоне лет, писала и прозою, и стихами. Все дышало грацией и поэзией в необыкновенной женщине, которая вполне посвятила себя искусству. По её аристократическим связям собиралось в её доме самое блестящее общество первопрестольной столицы; литераторы и художники обращались к ней, как бы к некоторому меценату. Страстная любительница музыки, она устроила у себя не только концерты, но и итальянскую оперу, и являлась сама на сцене в роли Танкреда, поражая всех ловкою игрою и чудным голосом: трудно было найти равный ей контральто. В великолепных залах Белосельского дома оперы, живые картины и маскарады часто повторялись во всю эту зиму, и каждое представление обставлено было с особенным вкусом, ибо княгиню постоянно окружали итальянцы. Тут же, в этих салонах, можно было встретить и все, что только было именитого на русском Парнасе".
Трудности и... Италия
Восстание декабристов внесло свои коррективы в идиллию, которой казалась жизнь Зинаиды Александровны. В 1826-м году она устроила проводы в Сибирь двух жён декабристов: Екатерины Трубецкой и Марии Волконской (жены брата мужа Зинаиды). Конечно, властям это не понравилось. Волконская оказалась под тайным надзором полиции.
В августе 1826 года директор канцелярии фон Фок докладывал шефу жандармов:
"Между дамами две самые непримиримые и всегда готовые разорвать на части правительство — княгиня Волконская и генеральша Коновницына. Их частные кружки служат средоточием всех недовольных; и нет брани злее той, которую они извергают на правительство и его слуг".
В это же время под влиянием иезуитов усилился интерес Зинаиды Александровны к католицизму. 2 марта 1833-го года в Риме совершится переход нашей героини в католическую веру.
В 1829-м году княгиня снова отправилась в Рим, взяв с собой сына. Воспитателем к нему она пригласила Степана Шевырева. На этот раз Зинаида Александровна осталась в Италии.
В 1831 году она приобрела виллу близ площади Иоанна Латеранского.
На виа дельи Авиньонези, 5, где она проживала много лет начиная с 1845-го года, Зинаида Александровна даже основала первый в истории приют семейного типа.
В Россию княгиня приезжала трижды: в 1836-м, 1838-м и 1840-м.
И, как и в России, итальянский дом Волконской привлекал писателей и художников (русских и иностранных). Самыми частыми посетителями Зинаиды Александровны в Италии были: Бруни, Брюлловы, Гоголь, Погодин, Иванов, Камучини, Верне, Торвальдсен.
Кстати, именно в её итальянском салоне познакомились Карл Блюллов и Юлия Самойлова.
На закате жизни
В последние годы жизни Зинаида Александровна стала подвержена мистическим настроениям.
По легенде, причиной её смерти стала простуда, которую княгиня получила, отдав на улице своё пальто нищей замерзающей женщине. Зинаида Волконская действительно отличалась добродушием и состраданием. И в конце жизни много времени и сил тратила на благотворительность.
Княгиня умерла в Риме 24 января 1862-го года, в возрасте 72 лет.
Она похоронена в Римской церкви Санти-Винченцо-э-Анастасио-а-Треви, на площади Треви, вместе с мужем и сестрой Марией Александровной Власовой (1787—1857) в боковой капелле направо от входа.
Сын княгини, Александр Никитич, после смерти матери собрал все её произведения и издал на французском и русском языках. У Зинаиды Александровны был богатый архив, в котором хранились автографы выдающихся деятелей русской культуры, но он, увы, был распродан.
В Италии, где бедняки называли русскую княгиню Благочестивой, её помнят. Имя Зинаиды Волконской сохранилось в названии одной из улиц Вечного города.
"Зачем, зачем так сладко пела ты?
Зачем и я внимал тебе так жадно
И с уст твоих, певица красоты,
Пил яд мечты и страсти безотрадной?"
Дмитрий Владимирович Веневитинов, Январь 1827
Надежда Самсонова, которая сделала мир вокруг себя лучше.
Композитор Валентина Серова: признание, свист толпы и вера в народ.
Женщины - композиторы в Российской империи, и почему мы о них ничего не знаем.
Любовь Ницше и подруга Фрейда Лу Саломе: философ, психоаналитик, писательница.
"Старые девы" в истории России: безответная любовь генеральской дочки Варвары Репниной-Волконской.
Источники: Википедия.
#история #история россии #искусство #культура #женщины