Найти в Дзене
Ирина Ка

Почему Ильф и Петров "спрятали сокровища" именно в стулья Гамбса

– Помните вы наш гостиный гарнитур?
– Какой? – спросил Ипполит Матвеевич с предупредительностью, возможной лишь к очень больным людям.
– Тот… Обитый английским ситцем…
– Ах, это в моем доме?
– Да, в Старгороде…
– Помню, отлично помню… Диван, дюжина стульев и круглый столик о шести ножках. Мебель была превосходная, гамбсовская…

Все, кто читал легендарный роман Ильфа и Петрова "12 стульев" (или смотрел фильм), наверняка помнят, как авторы акцентируют внимание на том, что мебель в доме тещи была не простая. А "гамбсовская".

Но мало кто знает, что это ключевое слово заключает в себе скрытый смысл. Именно оно заставило Ипполита Матвеевича (а вместе с ним миллионную аудиторию читателей и зрителей) поверить в то, что в стульях действительно спрятаны сокровища.

Генриху Гамбсу было 25 лет, когда он приехал в Санкт-Петербург. Это случилось в 1790 году. Он сопровождал партию мебели, сделанную на заказ в мастерской Рёнтгена для Екатерины II. После того, как миссия его была закончена, он мог вернуться на родину. Но не захотел. Ведь там он был лишь учеником популярного создателя мебели Рёнтгена. И карьера ему не светила, он всегда находился бы в тени своего учителя. А в России, где, к тому, же, не было бешеной конкуренции, перед ним замаячила отличная перспектива.

И он не прогадал! Не прошло и три года, как Екатерина II ввела запрет на импортную мебель. Еще через 2 года после этого открылась первая мастерская и магазин на Невском проспекте "Отт и Гамбс". Отт был австрийским коммерсантом, который вложился в совместный с Гамбсом проект. Но его имя в 1800 году исчезло из названия фирмы по неизвестным причинам.

На протяжении десятков лет Гамбс создавал модную мебель, которая была на слуху у всех обеспеченных людей того времени. Он выполнял заказы для Михайловского замка, Императорского Эрмитажа, Нового Эрмитажа, Гатчинского дворца, Павловского дворца. Его имя стало брендом и даже именем нарицательным для множества подражателей эпохи.

Однако Гамбс был не просто мебельщиком. При дворе он получил звание и должность "придворного механика"!

Ведь многие его произведения были очень и очень интересными. Понять их изюминку можно, если подробно рассмотреть предметы, созданные в известной мастерской.

Бюро, консоли, туалетные и журнальные столики имели кучу ящичков и секретных отсеков, о количестве которых знали только создатель мебели и ее владелец. Более того, до некоторых тайных мест можно было добраться, только зная алгоритм последовательных действий открытия шкафчиков.

По сути, Гамбс делал мебель для тайников, ограбить которые без физического разрушения было крайне сложно. В них можно было прятать все, что не предназначалось для чужих глаз - деньги, сокровища, письма. Говорят, что многие бюро, которые стоят в музеях, до сих пор хранят большие секреты бывших владельцев.

Именно поэтому в народе произведения Гамбса и приобрели особую славу. Так что, поместив сокровища тещи Ипполита Матвеевича в стулья известной мастерской, Ильф и Петров попали в самую точку. Где-где, а в мебели Гамбса действительно можно было спрятать все, что угодно.

Спасибо, что дочитали! Надеюсь, хоть немного подняла Вам настроение!