Москва продолжает расширять проект Центральных Диаметров, и вот наконец-то началась процедура закупки подвижного состава под 3 и 4 диаметр. Что проходит на тендер и какие новшества нас ждут?
Что планируют купить?
Всего ожидается к поставке 95 составов составностью от 11 до 12 вагонов. График поставок следующий:
- 25 единиц в 2-х дверном исполнении вагонов в период с марта 2022 по декабря 2022 года;
- 37 единиц в 3-х дверном исполнении вагонов в период с марта 2023 по декабрь 2023 года;
- 33 единицы в 3-х дверном исполнении вагонов в период с января 2024 по сентябрь 2024 года.
Находите интересный момент? Двух и трёхдверные поезда. Сейчас все типы электропоездов на МЦД - двухдверные (в данном случае количество дверей на одну сторону вагона). Это говорит о скором появлении новой модификации поездов с меньшим количеством сидячих мест и максимально быстрой посадкой. Сколько потеряем сидячек? Согласно документации должно быть не менее 718 мест на весь состав с двумя дверьми, для трёхдверных сидячих мест не менее 646. Потери не критичные.
В остальном тех задание отражает типичную комплектацию Иволги 2.0 с минимальными изменениями по салону. Из новых фишек - зарядки для электросамокатов и велосипедов, разъёмы Type-C для зарядки гаджетов.
Радует, что заявлен асинхронный привод и максимальная скорость в 160 км\ч, что не позволяет пропихнуть устаревший ЭП2Д и его возможные вариации для конкурса.
Сможет ли пройти Ласточка? Скорее нет. У обрусевшей Desiro, как минимум, пол выше (1400 мм от рельса), чем необходимо (1300 мм от рельса). Нужна ещё 3-х дверная модификация, которой у Ласточки нет, как и анонсов разработки.
Сколько планируют потратить?
Из названия статьи понятно, что 395 млрд рублей, что многим покажется какой-то не реальной суммой. Не сильно утруждая себя, можно вычислить, что один состав в среднем будет стоить около 4,1 млрд рублей.
Но не всё так просто. Стоимость поездов от 1,47 млрд до 1,51 млрд за состав, что уже более реально. Такой стоимости удивляться не стоит, так как современная техника стоит дорого, а вот остальные 252 млрд должны пойти на строительство коттеджного посёлка на обслуживание поездов, т.е. на контракт жизненного цикла. Сроки сервисного обслуживания по контракту:
...в течение всего срока жизни подвижного состава, но не менее 40 (сорока) лет.
Сервисное обслуживание занимает практически 2/3 стоимости лота. Практика заключения контрактов жизненного цикла стала нормой для массовых закупок пассажирского транспорта. Они мотивируют производителей изначально передавать заказчику проверенную технику, что бы не попадать под излишние сервисные расходы. Для пассажира это практически исключает возможность встретить кривой ремонт, который часто встречается при обслуживании силами депо. Культура обслуживания техники есть далеко не везде.
Куда пойдут?
Исходя из данных документов на D3 и D4. Трёхдверные планируют на оба диаметра, но для D3 их будет меньше, так как показатели планируемого пробега там сильно меньше.
...в 2-х дверном исполнении вагонов. В настоящий момент предполагается: 66 327 800 ваг / км в год на МЦД 3
...в 3-х дверном исполнении вагонов. В настоящий момент предполагается: 13 265 560 ваг / км в год на МЦД 3 и 108 645 900 ваг / км в год - на МЦД 4
Дозакупок для D1 и D2 в планах нет, но скорее всего новые составы успеют не много покататься и по первым двум диаметрам. Согласно графику поставок в начале статьи, первые составы придут в марте 2022 года, а D3 и D4 готовы к этому времени не будут.
В воздухе всё ещё висит вопрос о том будут ли на 3 диаметре и Ласточки, и Иволги. Октябрьская дорога была и остаётся против эксплуатации детища ТВЗ на своём полигоне, настаивая на Ласточках. Причин на это много, и судя по всему движение идёт к компромиссу.
Итог
Перерыв в поставках современных машин для ЦППК похоже закончился. Последние тендеры были на ЭП2Д, что наводило на мысль, что проект МЦД буксует. Теперь стоит ожидать нового тендера на дозаказ подвижного состава для первых двух диаметров с поставками к 2023 году.
Документация по тендеру тут - https://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/lot-list.html?regNumber=32110671247
Telegram канал - тут