Очень редко бывает, когда фильм, поднимающий проблемы под таким острым углом, держит зрителя не только отдельными эпизодами. Но фильм, о котором поговорим сейчас, по праву называют шедевром.
«Горькая луна» удерживает внимание своим сюжетом до самого конца, а в финале вызывает скорее положительные эмоции. По всему заложенному смыслу – этот фильм скорее не драма, не триллер, а страшная сказка, закончившаяся при всей трагичности финала всё же хорошим концом.
Роман Полански снял серьёзный триллер на грани, но без грубости и излишеств на экране. Все подано тактично, почти деликатно. Как же это у него вышло – показать такую историю предельно аккуратно, без «скатывания?
Об этом попробует рассказать Лев Вишня, автор фантастического романа «Грэй», в котором тоже довольно много жёстких и откровенных моментов. Начать читать его можно, перейдя по синей ссылке.
История "Горькой луны" делится на две линии:
- История Рассказчика (писателя Оскара в исполнении Питера Койоти)
- История Слушателя (мелкого бизнесмена Найджела в исполнении Хью Гранта)
Первая история поучительна, вторая – трагична. Именно так, а не наоборот, как может показаться!
У Рассказчик история наполнена страстью и непониманием того, что есть вещи более важные, чем пустые отношения для наслаждения. Он так и не понял значение слова «любовь», подразумевая под нею простое влечение.
У Слушателя же – это история соблазна и желания заполучить то, что недоступно. Ради этого, тайного и запретного, он едва не уничтожил свою собственную, абсолютно нормальную семью. Но в финале успел остановиться и сделать правильный вывод. Поэтому финал выглядит как положительный.
Этот фильм делают две женщины:
Муза Рассказчика – симпатичная, добрая и абсолютно преданная своему кумиру Мими в исполнении Эммануэль Сенье. В результате искренней любви, переросшей в болезненную зависимость, она стал той, кто из музы превратился в демона.
Супруга Слушателя – рациональная, мудрая женщина, Фиона, в исполнении Кристин Скотт Томас. Случайная жертва обстоятельств, до последних кадров цепляющаяся за привычный образ жизни и падающая глубже всех в итоге.
Четыре персонажа, все остальные – простой фон. Действие происходит на борту океанского лайнера, где присутствуют все четверо. Рассказчик (Оскар) исповедуется перед Слушателем, постепенно раскрывая свою историю. А тот так ничего и не поняв в его истории, оказывается в плену чар музы рассказчика – Мими.
Оскар случайно познакомился с красивой и робкой девушкой Мими, которую его писательский ум оценила как идеал. Мими бедна, Оскар богат, умен, необычайно развит и крайне эгоистичен. Мими падает ему в руки и подчиняется всем его капризам. А Оскар быстро устает от своей пассии и уже даже пытается избавится от своей надоедливой музы.
И из музы Мими становится, причём добровольно, буквально заложницей коварного и себялюбивого типа.
Но спустя какое-то время уже Оскар оказывается зависим от Мими. В итоге он из господина превращается в заложника у Мими, но уже другого плана – становится буквально её вещью. И тут уже раскрывается глубина падения Мими – она ведь тоже не получает того, чего хотела: нельзя добиться любви силой, тут нужен иной подход.
Это первая история, от которой зависит вторая
Погрузившись в этот рассказ, Слушатель постепенно теряет собственную благожелательность. У него возникает навязчивая идея «исправить ошибку Рассказчика». Ради этого он готов бросить свою настоящую супругу (Фиону), с которой плывет на корабле.
Но Мими грубо отвергает его предложения. Причём делает это не со зла, а буквально защищая и самого Слушателя, и его жену. Защищая от самой себя.
В финале Слушатель все-таки понимает, что любовь это не только страсть и плотское влечение, а скорее совсем другое: способность принять человека таким, каким он есть и прожить с ним долгую жизнь.
В результате за два часа фильма перед зрителем полностью раскрываются самые глубинные мотивы сразу четырёх главных героев, что не часто увидишь в триллерах, а уж в фильмах «такого» формата и подавно.
Как и всегда во всех киношедеврах Полански, подбор актёров на роли и их игра просто изумительны и безукоризненно чисты. Тут любопытно, что кого бы Поланский не брал в качестве актеров, все они играют у него буквально как самих себя, перевоплощаются полностью. Ни одного переигрывания, ни одного брака или пустой неправильной фразы. Кроме того изумительное сопровождение видеоряда музыкой, которая задает сильные эмоциональные моменты в серьезных сценах и трагические тональности в трагических.
Многие американские блокбастеры скоро устаревают и смотрятся после этого крайне архаично и пустовато. Спецэффекты в них выглядят допотопно, а актерская игра и сюжет не трогают. А вот «Горькая Луна», хоть и снята 30 лет назад, но никакой архаикой не является до сих пор. Лента будто снята только вчера.