Найти тему
ПроСмотр

"Горькая луна": шедевр о сложностях любви

Оглавление

Очень редко бывает, когда фильм, поднимающий проблемы под таким острым углом, держит зрителя не только отдельными эпизодами. Но фильм, о котором поговорим сейчас, по праву называют шедевром.

«Горькая луна» удерживает внимание своим сюжетом до самого конца, а в финале вызывает скорее положительные эмоции. По всему заложенному смыслу – этот фильм скорее не драма, не триллер, а страшная сказка, закончившаяся при всей трагичности финала всё же хорошим концом.

Роман Полански снял серьёзный триллер на грани, но без грубости и излишеств на экране. Все подано тактично, почти деликатно. Как же это у него вышло – показать такую историю предельно аккуратно, без «скатывания?

Об этом попробует рассказать Лев Вишня, автор фантастического романа «Грэй», в котором тоже довольно много жёстких и откровенных моментов. Начать читать его можно, перейдя по синей ссылке.

История "Горькой луны" делится на две линии:

  1. История Рассказчика (писателя Оскара в исполнении Питера Койоти)
  2. История Слушателя (мелкого бизнесмена Найджела в исполнении Хью Гранта)
Первая история поучительна, вторая – трагична. Именно так, а не наоборот, как может показаться!
Кадр из фильма "Горькая луна"
Кадр из фильма "Горькая луна"

У Рассказчик история наполнена страстью и непониманием того, что есть вещи более важные, чем пустые отношения для наслаждения. Он так и не понял значение слова «любовь», подразумевая под нею простое влечение.

У Слушателя же – это история соблазна и желания заполучить то, что недоступно. Ради этого, тайного и запретного, он едва не уничтожил свою собственную, абсолютно нормальную семью. Но в финале успел остановиться и сделать правильный вывод. Поэтому финал выглядит как положительный.

Этот фильм делают две женщины:

Муза Рассказчика – симпатичная, добрая и абсолютно преданная своему кумиру Мими в исполнении Эммануэль Сенье. В результате искренней любви, переросшей в болезненную зависимость, она стал той, кто из музы превратился в демона.

Супруга Слушателя – рациональная, мудрая женщина, Фиона, в исполнении Кристин Скотт Томас. Случайная жертва обстоятельств, до последних кадров цепляющаяся за привычный образ жизни и падающая глубже всех в итоге.

Четыре персонажа, все остальные – простой фон. Действие происходит на борту океанского лайнера, где присутствуют все четверо. Рассказчик (Оскар) исповедуется перед Слушателем, постепенно раскрывая свою историю. А тот так ничего и не поняв в его истории, оказывается в плену чар музы рассказчика – Мими.

Оскар случайно познакомился с красивой и робкой девушкой Мими, которую его писательский ум оценила как идеал. Мими бедна, Оскар богат, умен, необычайно развит и крайне эгоистичен. Мими падает ему в руки и подчиняется всем его капризам. А Оскар быстро устает от своей пассии и уже даже пытается избавится от своей надоедливой музы.

И из музы Мими становится, причём добровольно, буквально заложницей коварного и себялюбивого типа.

Но спустя какое-то время уже Оскар оказывается зависим от Мими. В итоге он из господина превращается в заложника у Мими, но уже другого плана – становится буквально её вещью. И тут уже раскрывается глубина падения Мими – она ведь тоже не получает того, чего хотела: нельзя добиться любви силой, тут нужен иной подход.

Это первая история, от которой зависит вторая

Кадр из фильма "Горькая луна"
Кадр из фильма "Горькая луна"

Погрузившись в этот рассказ, Слушатель постепенно теряет собственную благожелательность. У него возникает навязчивая идея «исправить ошибку Рассказчика». Ради этого он готов бросить свою настоящую супругу (Фиону), с которой плывет на корабле.

Но Мими грубо отвергает его предложения. Причём делает это не со зла, а буквально защищая и самого Слушателя, и его жену. Защищая от самой себя.

В финале Слушатель все-таки понимает, что любовь это не только страсть и плотское влечение, а скорее совсем другое: способность принять человека таким, каким он есть и прожить с ним долгую жизнь.

В результате за два часа фильма перед зрителем полностью раскрываются самые глубинные мотивы сразу четырёх главных героев, что не часто увидишь в триллерах, а уж в фильмах «такого» формата и подавно.

Как и всегда во всех киношедеврах Полански, подбор актёров на роли и их игра просто изумительны и безукоризненно чисты. Тут любопытно, что кого бы Поланский не брал в качестве актеров, все они играют у него буквально как самих себя, перевоплощаются полностью. Ни одного переигрывания, ни одного брака или пустой неправильной фразы. Кроме того изумительное сопровождение видеоряда музыкой, которая задает сильные эмоциональные моменты в серьезных сценах и трагические тональности в трагических.

Многие американские блокбастеры скоро устаревают и смотрятся после этого крайне архаично и пустовато. Спецэффекты в них выглядят допотопно, а актерская игра и сюжет не трогают. А вот «Горькая Луна», хоть и снята 30 лет назад, но никакой архаикой не является до сих пор. Лента будто снята только вчера.

Хобби
3,2 млн интересуются