Найти тему
Мытарь и язычник

Смиренная экклезиология

Сергей Фудель. Фотографии из следственных дел: 1922, 1933, 1946 гг.
Сергей Фудель. Фотографии из следственных дел: 1922, 1933, 1946 гг.

"Вопрос о Границах Церкви является одним из самых актуальных в современной, в т. ч. православной, экклезиологии" (Православная энциклопедия).

Дискуссии в церковной среде об отношении к инославным зачастую становятся очень горячими и показывают истинное духовное состояние современных верующих. Их мнения, в большинстве своём, односложны и однозначны...

Но как же радостно узнать, что существует и другое мнение. Мнение исповедников, лучших людей Русской Церкви XX века:

В архиве Отдела Внешних Церковных Связей хранится письмо святителя Луки (Войно-Ясенецкого), в котором он оценивает доклад о Католической церкви владыки Гермогена (Кожина) на всеправославном совещании 1948 года:

«Пользуюсь случаем, чтобы высказать Вам, как редактору журнала, свою глубокую скорбь по поводу статей и докладов на «Совещании» летнем архиепископа Гермогена. Зачем ему надо было собрать все самое грязное, самое отрицательное о Римской Церкви. Неужели не в ней и светлого и положительного, нет чудес и святых? Разве Церковь Католическая только папа и кардиналы, только Ватикан, к политике которого мы все относимся отрицательно? Разве Церковь Католическая не состоит из миллионов простых людей с чистыми и благочестивыми сердцами. Зачем же отравлять их статьями Гермогена, ставящими злые и тяжко греховные преграды между христианами. Зачем, зачем, зачем тяжелый грех на радость врагам Церкви!» (Источник)

Сергей Иосифович Фудель писал:

«Существует только одна-единственная Церковь, Православная Церковь, но её незримые связи с христианами Запада, в частности с лютеранами, нам непостижимы, а они действительно существуют, и мы знаем, что на Западе есть христиане, гораздо более находящиеся в Церкви, чем многие из нас». (С.И. Фудель. "Воспоминания". с. 99)

Важной частью славянофильского наследия Фудель считает признание отсутствия любви причиною великой схизмы: «важнее всего не установление заблуждений других Церквей, а осознание именно своей вины в разделении, своей части во всеобщем омертвении христианства, во всеобщем уходе от первоначальной святости и любви, от благодати в обмирщение». (Прот. Николай Балашов, Л.И. Сараскина. "Сергей Фудель". М. 2-е издание, исправленное и дополненное, Русский путь, 2011, 978 5-85887-368-6, с. 203)

Сергей Иосифович как бы предостерегает современных "ревнителей" от "тяжелого греха на радость врагам Церкви": «надо быть очень осторожными с обвинениями в ереси, "мы совсем не знаем церковной истории"». (С.И. Фудель. "Начало познания Церкви". с. 341).

"Я был ревнитель правоверия,
И съела бы меня свинья,
Но на границе лицемерия
Поворотил оглобли я.

Душевный опыт и история,
Коль не закроешь ты очей,
Тебя научат, что теория
Не так важна, как жизнь людей.

Что правоверие с безверием
Вспоило то же молоко
И что с холодным лицемерием
Вещать анафемы легко." Владимир Соловьёв